Жди меня и я вернусь: как фронтовые театры приближали победу

24 марта 2025

Великая Отечественная война коснулась абсолютно каждого человека в нашей стране. Однако люди понимали, что уходить в сторону и прятаться от страшных событий нет возможности. Нужно было всем вместе преодолеть потери, голод и страх войны. Продолжали работать заводы и фабрики, метро и железные дороги, библиотеки и концертные залы. Особая роль отводилась работникам культуры и искусства, которые должны были поддерживать дух народа, побуждать солдат к победе, вселять надежду в сердце каждого. С этой непростой задачей безупречно справлялись актеры ведущих театров со всего СССР.

22 июня 1941 года Владимир Иванович Немирович-Данченко, узнав о нападении фашистской Германии на наши земли, откликнулся взволнованным письмом: «Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач – защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага».

С самого начала война побудила всех деятелей искусства посвятить свои усилия одной цели – победе над врагом. Все творческие намерения, все мысли, все желания сливались воедино, в одно общее стремление: все для победы, все для фронта! Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения.

Тысячи драматических актеров, певцов, танцоров, музыкантов, композиторов, художников, поэтов находились во время войны в рядах Красной Армии, в военных клубах, во фронтовых домах. Многие из них обслуживали действующие военные части, многочисленные гарнизоны и госпитали. Во время Великой Оте-чественной войны состоялось более миллиона художественных выступлений, а также более 400 тысяч концертов и спектаклей, непосредственно в условиях боевой обстановки.

Великая Отечественная война вдохновила советских писателей, поэтов, драматургов, создавших целый ряд ярких, талантливых произведений. Многие поэты читали стихи на открытых общедоступных местах, побуждая военных продолжать сражаться за свою Родину.

Большую популярность в дни войны приобрели артистические выступления в военных гарнизонах и на военных заводах. Огромную роль сыграли и многочисленные выступления в госпиталях – прифронтовых и тыловых, в санитарных поездах и в медико-санитарных батальонах. Артисты выступали не только в спецпомещениях, но и непосредственно у постелей в палатах для тяжело раненых, охотно исполняя любимые произведения пострадавших.

Очень часто фронтовыми театрами становились театры тех городов, в которые пришла война. Многие театры столицы продолжали работать во время войны, демонстрируя зрителям лучшие постановки. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко был единственным театром, не прекратившим работать в Москве даже в ноябре-декабре 1941 года, когда немцы вплотную подошли к городу. Позже театр официально перевели на положение фронтового: артисты учились стрелять, дежурили в бригадах ПВО, выступали с концертами в госпиталях.

– Каждый чувствовал неожиданный и радостный прилив сил. Одно понятие «фронтовой театр» объясняло наше самочувствие, – вспоминала оперная певица Тамары Янко.
За годы войны театр выпустил 11 спектак-лей, многие из которых надолго сохранились в репертуаре театра.

Фронтовые бригады

Традиция фронтовых концертных бригад зародилась в годы Первой мировой войны – тогда это были отдельные инициативы театральных трупп. По-настоящему массовым движение стало в 1941 году: спустя буквально несколько дней после начала войны и до самого ее конца актеры, музыканты, танцоры отправлялись на фронт, чтобы поддержать дух солдат в тяжелых битвах.

За годы войны артисты провели для советских воинов 1 млн 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч. Не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны.

Фронтовые театры

Театральное направление на фронте вначале было представлено мобильными фронтовыми бригадами, которые давали представления с различными концертно-театральными программами. Спектакли и концерты проводились в прифронтовых селах, на передовой, в палатах госпиталей и на палубах военных кораблей. Порой сцену организовывали в нескольких сотнях метров от поля боя, посреди концерта слышались взрывы. Артисты на фронте рисковали своими жизнями. Их не брали в плен, наряду с партизанам немцы считали их особо опасными врагами и расстреливали на месте.

Позднее, к 1942 году, стали появляться фронтовые театры – стационарные площадки с репетиционной базой, где можно было ставить полноценные спектакли. Такие «филиалы» имели многие известные театры страны. Концертной площадкой обычно служил грузовик с откидным кузовом. Во время выступлений он был сценой, во время переездов – транспортным средством. Декорации для фронтовых спектаклей создавали из подручных материалов: снарядных ящиков, табуретов и балок. С помощью аппликаций и холстов ящики, поставленные друг на друга, превращались в башни, терема и беседки. С костюмами тоже приходилось проявлять фантазию.

Фронтовой театр – это самодельные декорации, земляной пол вместо сцены, костюмы из обрезков и самая благодарная в мире публика. Как говорил генерал-полковник авиации Михаил Громов: «Актеры на фронте были желанными всегда и везде». Военнослужащие всегда с восторгом принимали артистов, а на выступления некоторых театральных трупп даже подавали заявки. Несмотря на то, что фронтовые бригады были почти у каждого советского театра, артисты не успевали побывать везде, где их ждали. В конце 1942-го популярные артисты того времени записали свои лучшие номера на пленку. Так появился музыкальный фильм «Концерт фронту». В создании киноленты приняли участие пианист Святослав Рихтер, балерина Ольга Лепешинская, артист Аркадий Райкин, музыканты ансамбля Анатолия Александрова и др. «Концерт фронту» показывали на передвижных киноустановках везде, где было возможно: на линии фронта, в деревенских избах.

На протяжении войны театральный репертуар претерпевал изменения: если в самом ее начале артисты показывали в основном классику и произведения героической тематики, то позднее большей популярностью на фронте стали пользоваться комедии. Особенный успех имели комедии Островского. Часто актеры развлекали солдат сценками и скетчами. Одной из популярных зарисовок была «Девушка с характером» Ардова – история противостояния лучшей работницы зверосовхоза и директора-бюрократа.

Музыка на фронте

За музыкальные концерты на фронте отвечали лучшие авторы и исполнители того времени. Легендарный советский композитор Исаак Дунаевский, автор знаменитых песен, с приходом войны полностью посвятил себя фронтовой работе. Вместе с Железнодорожным ансамблем песни и пляски он объездил всю страну. Знаменитый солист Большого театра Иван Козловский вспоминал:

– Мне довелось много раз выступать перед фронтовиками: и в госпиталях, и вблизи передовой. К раненым ездил с Алексеем Николаевичем Толстым. Он читал свои рассказы, а я пел.

Музыкальный репертуар фронтовых бригад был весьма широк – от оперы до частушек. За джаз отвечал Государственный джаз-оркестр под руководством Леонида Утесова. Всенародная любимица певица Лидия Русланова отправилась на фронт в самом начале войны. Артистка исполняла знаменитую «Катюшу» на каждом концерте и закупила на свои личные средства для армии две батареи одноименных машин. Однажды во время выступления Руслановой обстрел с немецкой стороны прекратился на три часа. Неизвестно, услышали ли враги песни, раздающиеся по громкоговорителям на линии фронта, или это было просто совпадение, но факт остается фактом. В 1946 году Русланова была награждена Красной Звездой, и ей присвоили неофициальное звание «гвардии певица». Иногда в концертах участвовали сами солдаты – выходили и читали стихи в память о погибших однополчанах. Музыканты дошли с армией до самого Берлина.

Общий вклад в дело Победы

Помощь фронтовых артистов заключалась не только в организации концертов. Нередко деятели культуры помогали военным, работая сиделками и санитарами, сдавая кровь для раненых и даже участвуя в боях. Помимо поездок на фронт, в годы войны организовывались благотворительные концерты и спектакли, на средства от которых закупались танки и самолеты. Всего за четыре года артисты собрали 98 миллионов рублей – колоссальная сумма для того времени.

Несмотря на тяжелые условия работы и риск погибнуть, артисты сохранили в памяти много светлых воспоминаний. Оперная певица Тамара Янко писала:
– Каждый чувствовал неожиданный и радостный прилив сил. Одно понятие «фронтовой театр» объясняло наше самочувствие.

На платформе Национальной электронной библиотеки создан электронный ресурс «Биб-лиотека Победы». Она доступна абсолютно всем желающим по адресу pobeda.rusneb.ru. Ресурс наполнен прозой, поэзией и публицистикой времен Великой Отечественной войны. В коллекцию вошли редкие уникальные пособия и инструкции, которые издавались для поддержания жизни и быта людей на фронте и в тылу, сохраняли жизнь солдатам и тыловикам в те времена. Особой ценностью проекта является полная оцифрованная коллекция газет Главного управления Красной Армии «Фронтовая иллюстрация».

Узнать больше интересных фактов о деятельности работников культуры во время Великой Отечественной войны можно на сайте Культура.рф, контент которого пополняется в том числе в рамках нацпроекта «Культура».

Информация и фото
из открытых источников.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс