Первая половина лета, увы, не порадовала северян солнцем и теплом. Казалось, были весомые основания захандрить в прохладе своих квартир, кутаясь в плед и согреваясь горячим чаем. Но не тут-то было. Далеко не все стали мириться с безрадостным положением вещей и тратить впустую долгожданные дни отпускного сезона. Оленегорец Максим Сазонов – один из тех, кто не просто посвятил это время экстремальному увлечению, а воплотил мечту в реальность.
Тоже горы, только в профиль
Предприниматель и депутат городского совета Максим Сазонов давно и всерьез увлекается горными лыжами. Спортивный стаж составляет более сорока лет, из них пять – в кругу единомышленников. У компании друзей из разных регионов страны даже есть свой чат, в котором ни дня не проходит без общения. Один из приятелей спонтанно предложил: «А не махнуть ли нам на Эльбрус?!» Идея была брошена невзначай, но он обещал все предметно узнать и вернуться к этой теме. И вот летом раздался звонок: «Ты с нами?» Ответ оленегорца был лаконичным: «Еду!»
Хоть альпинизм – это тоже «про горы», и все-таки от лыжного спорта отличается кардинально. Требовалось пройти серьезную подготовку. Экстремалы отправились в горный клуб «УАЛ» в Приэльбрусье, чтобы получить необходимые навыки. Физическая выносливость, умение работать в команде, знание основ альпинизма – залог безопасности и уверенности в своих силах.
Кружит голову до упаду
После теоретического и практического обучения, тренировок по вязанию узлов и скалолазанию поступила команда выдвигаться к месту двухдневной ночевки, откуда предстояла дорога к первой вершине – пику Военно-инженерной академии (Виатау). Часть пути группа проделала на машине, пока местность позволяла проехать. И вот – остановка. От нее еще около пяти километров пешком, что по местным меркам «рядом».
– Ощущения, будто находишься в пионерском лагере. Только такой пионерский лагерь «в квадрате», потому что за плечами рюкзаки по 25 килограммов. Еле доползли до места, с тошнотой и головокружением. Поставили палатки. Благо, повезло с погодой: штиль, пригревает солнце. Вокруг – сказка: козлы скачут по горам, кони ходят неподалеку. Одно «но»: завтра подъем в четыре утра, чтобы уже в полшестого начать восхождение. Ночь была почти бессонной. Спал урывками от силы по пятнадцать минут, но, вроде, с утра стало легче, и чувствовал силы двигаться дальше, – рассказывает Максим Сазонов.
И все же 3742 километра, а именно столько составляет высота Виатау, дались нелегко. Напомнила о себе горная болезнь со всеми ее неприятными проявлениями. Перед глазами все плыло, и оленегорцу потребовалось полтора часа, чтобы отдышаться и прийти в чувства. Он на полном серьезе подумывал было ретироваться и отказаться от идеи взобраться на Эльбрус. Но силы постепенно вернулись, а с ними и желание продолжить восхождение.
Испытание духа и тела
После подъема на Виатау – условный день отдыха. Таковым он был только на словах, поскольку на деле команда ездила в прокат менять снаряжение и готовилась к выезду в «ЯК-Приют». На ратрак загрузили по 10 литров воды на человека в расчете на четыре дня. Потом эту тяжесть пришлось тащить волоком, с передышками.
Зато высокогорная турбаза вознаградила волшебным видом с высоты 4100 метров. Внизу парили облака и летали птицы. Ледник Семерка был как на ладони. В ущелье спрятался один из самых красивых водопадов России – Девичьи Косы. Дух захватывало не только от величественных пейзажей, но и от нехватки кислорода. Приходилось чаще дышать, но со временем организм новичков адаптировался.
Конечной цели – восхождению на Эльбрус – предшествовали акклиматизационные выходы в горы. Наконец, день Х настал.
– Караван начал движение вверх, по тропе, проложенной сквозь снег и лед. Каждый шаг требовал усилий. Но близость цели придавала сил. Финальный штурм перил и «тропы Зомби» – самый сложный этап. Ветер, холод, разреженный воздух – все против тебя. Но ты идешь вперед, упрямо преодолевая каждый метр. И вот она – двуглавая вершина Эльбруса, которая веками привлекала смельчаков, жаждущих прикоснуться к небу. Чувство восторга и победы над собой накрыло с головой. Панорама завораживала: облака под ногами, бескрайние просторы, ощущение свободы и безграничности, – делится эмоциями покоритель Эльбруса.
На вершине установлен счетчик восхождений, который одним нажатием рычага учитывает каждый подъем. Оленегорец стал 8292-м. Он получил подтверждающий сертификат, удостоверение и наградной значок. «Альпинист России» – звучит гордо.
Разовая акция или абонемент в горы?
Если подъем на высочайшую точку Европы и не разделил жизнь нашего героя на «до» и «после», то точно переключил невидимый тумблер в его сознании.
– Восхождение на Эльбрус – это не только спортивное достижение. Это опыт, который меняет человека, учит ценить жизнь, уважать природу и верить в свои силы. Это путешествие, которое останется в памяти навсегда. Красота, которую я видел своими глазами, снится мне до сих пор, не отпускает. Приходит осознание, что часть меня навсегда осталась там, наверху, на заснеженной вершине Эльбруса, – откровенно признается Максим Сазонов.
Участников по команде, видимо, настолько сильно захватило новое увлечение, что, едва приехав домой, они уже закупили новую экипировку и засобирались в Крым штурмовать отвесные скалы. Звали с собой, но наш собеседник пока «пас». Говорит, что хватило новых впечатлений, а скалолазание и альпинизм – хоть и родственные дисциплины: обе требуют строгого следования правилам, внимания к деталям и надежного снаряжения, но на практике два разных мира: каждый со своей философией, целями, условиями и подготовкой. Первый, по его мнению, технически более сложен, подразумевает еще большую ответственность и таит дополнительные опасности.
Максим Сазонов благодарен друзьям за участие в авантюре и тренеру Михаилу Вещагину за поддержку и переданные знания. И, конечно, признателен своей семье: родителям, брату, супруге Виктории, дочерям Марусе и Арине за то, что с пониманием отнеслись к экстремальной затее, отпустили в путешествие и терпеливо дожидались его возвращения.
Алена Штепенко.
Фото из личного архива М. Сазонова.