В Год педагога и наставника продолжаем знакомить читателей с самыми яркими представителями системы образования Оленегорска.

3 апреля 2023

Я сама до сих пор учусь

Имя Ирины Васильевны Назаровой, учителя математики школы № 13 п. Высокий, известно не только каждому ученику образовательного учреждения, но и практически всему педагогическому сообществу муниципалитета.

Она трудится педагогом без малого 40 лет. Более 35 из них – в маленькой гарнизонной школе. Ирину Васильевну по праву можно назвать настоящим наставником. Ее увлеченность математикой определила выбор профессии для многих выпускников.

– Ирина Васильевна, 2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Насколько важно такое внимание на государственном уровне к вашей профессии?

– Это правильно. Ведь в любое время все начинается с педагога. Хотя один мой ученик не любил слово «педагог», а заменял его словом «учитель». Объяснял это так: «Педагог просто дает знания, а учитель, кроме знаний, еще учит жизни». И в этом я с ним согласна.

– За такую долгую Вашу педагогическую практику изменилось ли отношение учеников к учителям?

– Современные дети в разрезе «Учитель-ученик» в основной массе относятся к учителям, как и в советской школе. Все зависит и от личности учителя. Если он трепетно относится к своей работе, то и ученики будут относиться к такому учителю с уважением и почтением. Сейчас в школе нет резкой границы «Взрослый – ребенок»: она размыта.

Современные дети не боятся отстаивать свою точку зрения, легко вступают в спор. И задача настоящего учителя в таких ситуациях – находить компромисс.

– Вас по праву считают авторитетом в школе. Как удалось этого добиться?

– Наверное, благодаря моему умению работать и желанию самой учиться все время. Я стараюсь сделать свой урок, да и все преподавание математики, интересными. До сих пор готовлюсь к каждому уроку, несмотря на мой немаленький педагогический опыт, на знания различных авторских учебников и федеральных программ. Стараюсь на своих уроках детей не только обучать, но и развивать. Новые педагогические технологии помогают делать уроки насыщенными, интересными и полезными. Сейчас дети с клиповым мышлением. Они могут воспринимать информацию 10 минут, а затем необходимо сменить способ подачи или содержание информации. Помню про эти 10 минут. Часто меняю форму работы на уроке, поддерживая интерес к знаниям. Современный урок предполагает не объяснять, а помочь ученикам вырабатывать алгоритм, найти информацию, отвечая на мои и вопросы учебника.

Поэтому меня удивляет, когда ребята говорят, что я так хорошо объясняю. Хотя в этом их большая заслуга, я только помогаю.

Сейчас к развитию детей государство предъявляет высокие требования. Ученики пишут всероссийские проверочные работы, итоговые государственные экзамены, проверяется функциональная грамотность (способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач – прим. ред.). Все это не только заставляет учителя больше работать, но и привязывает математику к окружающей действительности. А значит, позволит ученику ответить на вопрос: «Зачем мне это надо?». А это обязательно. В конечном итоге скажется на качестве образования.

Люблю свою работу

Учитель русского языка и литературы Марина Викторовна Лось более 30 лет преподает в школе № 13 поселка Высокий.

– Марина Викторовна, почему решили свою жизнь связать с педагогикой?

– Кто, как не учитель, воспитывает подрастающее поколение, зак-ладывает в них разумное, доброе и вечное? Решение стать учителем пришло ко мне, когда сама еще училась в школе. Тогда я представляла себя педагогом и мне казалось, что работа в школе – сплошное счастье. Не думала, что меня ждет огромное количество тетрадей, сочинений, ворох документации. Сама заканчивала школу № 151 в Царь-городе. Педагогическое образование получила в Украине. Окончила Нежинский государственный педагогический университет, где в свое время учился писатель Николай Гоголь. Любовь к филологии появилась не на пустом месте. Не могу не вспомнить своего прадедушку, известного писателя Григория Данилевского, с его знаменитым историческим романом «Княжна Тараканова».

– А помните свой первый день в школе?

– Как молодой специалист попала в сельскую школу. Достался 9 класс, 42 человека, большинство из которых юноши. Они мне тогда показались большими, взрослыми, и русский язык им был совсем не нужен. Но тем не менее воевать с первыми учениками не пришлось. Чтобы их как-то заинтересовать, я рассказывала им о научно-фантастическом романе «Каллисто» Георгия Мартынова. Сюжет так заинтересовал школьников, что они не заметили, как увлеклись изучением русского языка и литературы.

– Как давно работаете в школе № 13?

– Я работаю в этом образовательном учреждении 30 лет. В свое время в гарнизон приехала за мужем. Спустя время могу сказать, что школьники стали несколько другими, более самоуверенными что ли. Мне кажется, что профессия учителя сейчас менее уважаемая, чем раньше. Но важно понимать, что «живое слово» педагога не идет ни в какое сравнение с онлайн-уроками. Разве Интернет может заменить реального учителя?! Я люблю работать в школе. В основном со старшеклассниками. Одна из моих учениц, Лиза Полникова, сейчас учится на журналистском факультете. Надеюсь, что любовь к родному русскому языку она переняла у меня.

– Кто Вам помог освоиться на новом месте работы?

– С большой благодарностью вспоминаю бывшего директора нашей школы Любовь Семеновну Перепелицу. Она стала для меня второй мамой: взяла под «свое крыло», помогла поверить в себя, многому научила.

– Русский язык – один из сложнейших для изучения. Тем более сейчас, когда нормы и правила меняются, появляются новые слова и термины. Как Вы относитесь к этим изменениям?

– Сейчас в изучении русского языка все возвращается на круги своя. Как-то Министерство образования РФ попыталось ввести новые словари правописания и ударения, но время показало, что нужно учиться на академической литературе, толковых словарях Дмитрия Ушакова, Сергея Ожегова, Владимира Даля. Это классика! Важно понимать, что язык – это пластичная структура, которая является неотъемлемой частью русской национальной культуры. А значит, его нужно изучать, сохранять и оберегать от засилия иностранных слов. Но при общении с современными школьниками приходится быть «в теме», знать молодежный сленг, чтобы понимать их.

– Марина Викторовна, а от чего получаете удовлетворение в работе?

– Мне нравится увлекать детей, находить что-то новое для них. Нравится каждый день переступать порог школы. И даже шум и гвалт на переменах нравятся. Я не представляю своей жизни без школы. И мне искренне жаль расставаться со своими учениками. Ведь школьники гарнизона достаточно часто меняются, приезжают, уезжают вслед за родителями. Наши ученики отличаются от сверстников из городских школ. Они более целеустремленные. Я люблю свою работу.

Анна Зацепурина.
Фото автора.

#ГПН_2023

#ГодПедагогаНаставника

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс