Ученик имеет право на ошибки

1 октября 2021

Ирина Васильевна Назарова трудится педагогом 38 лет, из них 34 – в школе № 13 н.п. Высокий. За эти годы выпустила не одну сотню успешных учеников. Ее уважают не только школьники и их родители, но и коллеги. Ирина Назарова стала победителем конкурса на присуждение премий лучшим учителям за высокие достижения в педагогической деятельности.

Ирина Васильевна, сейчас модно ругать современную систему образования, такие претензии обоснованы?

– Мне кажется, что нет. Я бы, наверное, навела порядок с использованием школьниками современных гаджетов – телефонов и компьютеров. Сейчас телефоны делают свое черное дело, процентов 70 учеников просто списывают ответы в интернете. А ведь домашнее задание необходимо для того, чтобы учитель понял: что ребенок не усвоил в классе и над чем еще нужно поработать в дальнейшем. Я своим ученикам всегда говорю: «Дети, вы имеете право на ошибки. Они дают мне возможность увидеть слабые места в ваших знаниях». А когда дома все ответы списываются, мы потом получаем плачевный результат на самостоятельных и контрольных. За эти годы в школе я работала по всем учебникам, которые выпускались, так как постоянно ищу что-то новое. Современную российскую систему образования назвала бы хорошим стандартом качества. А сейчас в школе есть все возможности дать знания именно на уроке.

Как же единый государственный экзамен? Многие критикуют такую форму итоговой аттестации выпускников.

– Я с 2002 года присутствую на экзаменах и с уверенностью могу сказать:  сейчас от тестовой системы разработчики ЕГЭ отходят. Что касается математики, то нет ни одного задания с выбором ответа, школьнику предлагается решить все самому. Мне нравится такая форма контроля знаний выпускника. Во-первых, ЕГЭ позволяет детям поступить в любой вуз, а во-вторых, эта форма экзамена очень сложная, к нему нужно много готовиться. Но если у учителя установка просто натаскать на решение, то он только этим и занимается на уроках. У меня другая установка – я обучаю детей математике, стараюсь развивать, заставляю мыслить. И мое мнение, что ребенок имеет право на ошибку – позволяет ученикам раскрепоститься. Дети понимают, что если они думают неправильно, решают неверно – за это я их никогда не накажу оценкой. А просто отредактирую эти ошибки. Сейчас выпускники сдают профильную и базовую математику. Последний я вообще не считаю за экзамен, потому что уверена – с базовым стандартом справится любой мой ученик. Другое дело – профильная аттестация, там планка знаний должна быть совсем иная, высокая, ведь на основе именно этого показателя дети поступают в вуз.

Почему в свое время выбрали педагогику?

– Случайно. Когда встал вопрос куда поступать, мама посоветовала Петрозаводский государственный университет. На тот момент там училась дочь маминой знакомой и хвалила данный вуз. Поступила, закончила факультет математики, который тогда готовил первых программистов. Это был 1978 год. А после окончания университета, лет через десять на встрече выпускников, оказалось, что из всего потока в школе работают только двое, в том числе и я. Остальные трудятся программистами в различных организациях. Тогда, честно признаюсь, мне стало как-то не по себе. Но вернувшись в школу, встретившись со своими учениками, я поняла: моя работа лучшая на свете!

Ирина Васильевна, у вас за плечами не одна сотня выпускников, как вы считаете, в чем секрет хорошего учителя?

– Наверное, в огромном трудолюбии. Потому что, имея педагогический стаж почти в 40 лет, я до сих пор готовлюсь к каждому уроку не менее часа. Я ведь должна продумать каждое занятие, подобрать содержание, структурировать. Все это делаю для того, чтобы качественно научить каждого ученика, оставить минимум заданий на дом. Еще, естественно, необходима любовь к детям, их надо любить безумно, прощать много шалостей, капризов и некорректного поведения. Хороший учитель должен уметь делать шаг назад, в конфликтной ситуации педагогу нужно уметь вовремя остановиться и отступить.

Вам часто ученики отвечают взаимностью?

– Уверена, что у меня с учениками любовь взаимная. И ребята иногда усиленно трудятся только потому, что хотят меня порадовать. В прошлом году одна моя ученица – выпускница 9 класса – весь год говорила родителям, что много занимается математикой лишь для того, чтобы сделать мне приятно. К слову, она отлично справилась с выпускными экзаменами. А недавно ко мне подошла девочка, которая выбрала проектную работу по математике, а руководителем избрала меня. Школьница была уверена в моем трудолюбии и добросовестном отношении к делу. По моему мнению, именно великое трудолюбие учителя и ценят ученики.

Анна Зацепурина.

Фото из личного архива Ирины Назаровой.

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс