Требования миграционного законодательства и ответственность за его нарушения

28 февраля 2023

В Российской Федерации, в соответствии с миграционным законодательством, постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.

Сама по себе постановка на учет представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Сообщает об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.

Постановка на учет и снятие с учета иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет).

Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом временного пребывания будет:

– по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

– по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги: санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;

– по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;

– по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;

– по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.

Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учета иностранного гражданина. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.

Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных ст. 322.2 УК РФ (фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ) и ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ) предусмотрено наказание: штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.

Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой ответственность по ст. 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.

За нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:

– ч.1 ст.18.8 КоАП РФ – за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ;

– ч.1 ст.19.27 КоАП РФ – за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;

– ст.18.10 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ – за нарушения в области трудовой миграции.

За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы России.

За нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс