22 марта в России и Белоруссии вспоминают одну из трагедий времен Великой Отечественной войны – военное преступление фашистов в сожжении деревни Хатыни с ее мирными жителями. Наряду с Хатынью нацисткие каратели сожгли многие другие белорусские деревни, убив тысячи деревенских жителей.
Хатынь – бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси – была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года. В день трагедии недалеко от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов, и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прик-ладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. В один день погибли 149 человек, из них 75 детей в возрасте до 16-ти лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
К счастью, есть люди, которые смогли спастись в Хатыни и избежали участи своих односельчан. Во время трагедии выжили шесть человек. Троим детям: Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в запертом горящем сарае: Виктор Желобкович и Антон Барановский. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребенок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца. Как раз этот трагический момент стал памятным монументом в память о Хатыни и погибших ее жителях.
Карательную операцию проводил 118 полицейский батальон, сформированный в 1942 году в Киеве из кадровых офицеров, из представителей украинской народности, бывших красноармейцев, согласившихся сотрудничать с оккупантами, а также подразделения батальона СС Дирлевангера. Командовал расправой над жителями Хатыни начальник штаба 118 полицейского батальона Григорий Васюра.
Что же до самого 118 ба-тальона полицаев, то они помимо Хатыни совершили еще несколько преступлений. В итоге их перебросили во Францию, где они должны были бороться с французскими подпольщиками. Но, осознавая конец войны не в пользу нацисткой Германии, полицаи начали массово переходить на сторону французов.
Некоторых, кто не успел бежать, сами немцы арестовали, сослали в концлагеря и потом расстреляли. А те, кто ушли в подполье к французам, неожиданно решили начать воевать с еще недавними своими хозяевами.
Трагическая судьба Хатыни постигла не одну белорусскую деревню. Во время Второй мировой войны было сожжено 628 деревень Белоруссии. В память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».
Торжественное открытие которого состоялось 5 июля 1969 года.
Информация и фото
из открытых источников.