Связанные одной нитью

23 августа 2022

«Оленегорск …это тихий, спокойный патриархальный городок, здесь с моей профессией очень комфортно!» – так отзывается о любимом городе писатель Александр Рыжов.

Он родился и вырос в Оленегорске. После окончания факультета журналистики Санкт-Петербургского университета вернулся в родные пенаты. Работал редактором городского радио, корреспондентом газеты «Заполярная руда». Около 11 лет назад завершил журналистскую деятельность и начал заниматься исключительно литературным трудом.

Автор 35 книг, 22 из которых вышли в крупных московских и петербургских издательствах. Член Союза писателей, обладатель множества наград и премий в области литературы. Несмотря на широкую известность, Александр Сергеевич не стремится в мегаполисы. Он остается верен родному городу.

– Когда пишу, меня не отвлекает шум трамваев и машин за окном. Если надо куда-то сходить, здесь все в шаговой доступности. Такая жизнь по мне, – делится писатель.
Свою любовь к Оленегорску автор выразил в документальном исследовании «Быль о горняцком городе». На протяжении многих лет собирал по крупицам исторические справки, легенды, общался с людьми, поднимал архивные документы.

О прошлом, настоящем и планах на будущее Александр Рыжов рассказал читателям «Заполярной руды».

– Как пришла идея написать «Быль о горняцком городе»?

– Интерес к истории Оленегорска у меня еще со школьной скамьи. Году в 91-м брал интервью у одного из старожилов города – Ивана Дьячкова. Ему тогда уже было хорошо за восемьдесят, но он прекрасно помнил, как все начиналось: первые палатки, рабочие на руднике, кубометры вынутого грунта. Он был в конце 40-х – начале 50-х, как бы сейчас сказали, топ-менеджером рудоуправления, заведовал кадрами. Потом уже, во время работы на городском радио и в «Заполярной руде», я беседовал с другими ветеранами, благо многие из них тогда еще находились в добром здравии. Благодаря этому к 50-летию Оленегорска «Заполярка» напечатала целую серию очерков об истории города. Эти работы и легли в основу книги «Быль о горняцком городе». А вообще, она была написана по заказу тогдашнего генерального директора горно-обогатительного комбината Виктора Васильевича Васина. Работа была очень увлекательной, но не сказать, чтобы легкой. К сожалению, очень мало архивов уцелело, многое приходилось собирать по крупицам. Что до помощников, то без них бы книга не состоялась. Мы плотно контактировали с первой руководительницей нашего краеведческого музея Альбиной Николаевной Пигасовой, она и со старыми фотографиями помогла, и многие факты уточнила. Целый пласт оленегорской истории я узнал от бывшего директора ГОКа (он потом 20 лет работал заместителем министра металлургии СССР) Виктора Ивановича Панкрушина. Этих людей уже нет в живых, светлая им память.

– В Ваших литературных трудах красной нитью сквозят исторические события. Откуда такая тяга к истории?

– Стараюсь почти все свои книги, независимо от жанра, насытить историческими деталями. В трилогии «Земля Тре», несмотря на обилие фантастики, присутствуют отсылки к реальным событиям X века. Серия документальных исследований, вышедшая в «Эксмо» в 2006-2007 годах, – это подборка непосредственно исторических и биографических фактов. Оба нынешних цикла историко-приключенческих романов, о которых скажу чуть ниже, тоже выстроены не на пустом месте. Откуда тяга? Не знаю, не задумывался. В моем роду профессио-нальных историков не было, зато вся семья любила читать историческую литературу. Отец газетные вырезки собирал о героях прошлых лет. Мне это как-то передалось на генном уровне. История наряду с литературой была моим любимым предметом в школе.

– У Вас был период, когда Вы писали книги для детей и подростков. В чем особенность их создания?

– Если брать только изданные книги, то тех, которые можно считать детскими, наберется три: «Рыцарь для чемпионки», «Трое в подземелье» и, с некоторой натяжкой, «Мобберы». Они не для малышей, конечно, а для ребят среднего и старшего школьного возраста. Скажу, что писать для детей непросто, это отмечают все авторы. Чтобы получилось, нужно вспомнить себя в соответствующем возрасте и попытаться перестроить свое мышление на другой лад. У меня, наверное, вышло неплохо. «Трое в подземелье», например, выдержали два издания. Буду ли еще писать для детей? Начнем с того, что у меня в портфеле лежит готовая рукопись о школьниках, думаю, куда ее пристроить. Если выдастся возможность — вернусь и к детской литературе.

– Какую серию или произведение было писать интересней всего? Среди любимых Вы называли «Таисию». Актуально?

– «Таисия» стоит особняком, я о ней много говорил в разных аудиториях и в интервью. Нынешней весной ездил с ней по городам области, показывал отрывки из сериала, и мы с публикой сравнивали их с фрагментами текста, было очень забавно. Я люблю всех моих героев: и Глеба с Костой из франшизы «Земля Тре», и Аниту с Алексом, которые появлялись у меня уже в семи романах и двух рассказах (плюс два выйдут зимой), и, конечно, Вадима Арсеньева и его коллег по особой группе ОГПУ. Кстати, буквально на днях в «Эксмо» вышел новый роман о приключениях Ар-сеньева – «Ведьмино кольцо», пятый по счету. Этот цикл – самый свежий и самый популярный из всего, что я написал.

Стартовый роман «Зов Полярной звезды» был удостоен национальной премии «Русский детектив». Напомню только, что все написанное мной для издательства «Эксмо» за последние два года, выходит под псевдонимом Александр Руж. Если кому интересно, можете заглянуть в Интернет, там выложены и аудиоверсии многих моих книг. Лично мне очень любопытно их слушать в исполнении профессиональных чтецов – того же Юрия Красикова, замечательного актера, который начитал все романы о Вадиме Арсеньеве.

– Экранизации романов, кроме «Таисии», не было? Как думаете экранизация произведений – это плюс или минус? Ведь Вы пишите, что «Таи-сия» была существенно переделана под сценарий.

– Экранизировать литературные произведения – значит, идти в ногу со временем. Аудитория XXI века привыкла к зрительным образам и к динамике. Поэтому я свои книги стараюсь максимально приблизить к киносценариям – не по стилю, а именно по насыщенности событиями. Чтобы постоянно менялась картинка, все крутилось-вертелось и персонажи не сидели на месте, ведя длинные тоскливые диалоги. Я уверен, для современного читателя так и надо писать. Кинодраматургический опыт у меня довольно богатый: снято около двадцати четырех сериек по моим сценариям, если не считать участия в коллективных проектах, таких как «Верное средство», «Кулагин и партнеры», «Детективы» и других. Что до экранизаций моих книг, то пока дело ограничилось «Таисией». Хотелось бы экранизировать что-то еще. Какие-то мотивы я так или иначе вплетаю в сценарии. У меня есть семейная сага «В пяти шагах от Солнца», где много сюжетных линий, и одна из героинь ищет отца, которого никогда не видела. Похожий сюжет я использовал в сценарии к фильму «Се ля ви», он вышел в прошлом году. Разумеется, все было осовременено и переработано иначе, чем в романе.

– Вы часто путешествуете, что чувствуе-те, возвращаясь в Оленегорск?

– Я не люблю подолгу засиживаться на месте. В позапрошлом году, как раз перед пандемией, больше месяца путешествовали с семьей по Южной Америке – масса впечатлений, на целую книгу набралось. Ее больше полугода печатал с продолжениями «Мурманский вестник». Сейчас, по понятным причинам, все гораздо сложнее, но нет-нет, да и выбираюсь куда-нибудь. Летом был в Москве на книжном фестивале «Красная площадь», затем в Белоруссии. Весной активно ездил по области: девять выступлений в девяти городах – думаю, продолжу осенью, если позовут. Что чувствую возвращаясь в Оленегорск? Это мой родной город, и ощущения всегда самые приятные, когда приезжаешь домой. Я уже много раз говорил, что мне здесь уютно, и пока никуда не собираюсь переезжать. Понятно, что жизнь переменчива, складываются разные обстоятельства, от которых мы зависим, поэтому зарекаться не стану. Я пока живу в Оленегорске. И как бы там ни повернулось, он навсегда останется моей малой родиной.

Интервью подготовила
Марина Листровая.
Фото из личного архива
Александра Рыжова.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс