В Музейно-выставочном зале «У Оленьей горы» состоялась творческая встреча «Сияние Севера», посвященная Международному дню саамов.
На мероприятии собрались представители малочисленного коренного народа Кольского Заполярья из Оленегорска, Мончегорска и Ловозерского района.
Встречу провели сотрудники Музейно-выставочного зала Тамара Попова и Ольга Кирченко. Они рассказали гостям историю становления праздника.
– Кроме Кольского Заполярья, Международный день саамов отмечают в Норвегии, Швеции и Финляндии. Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек. В России их около двух тысяч. В Мурманской области проживает 1 300 саамов, 50 из них – в Оленегорске, – объяснила Тамара Деомидовна.
Перед земляками выступили Анфиса Агеева, Домна Хомюк, Роза Яковлева и Ангелина Карпович. Они поведали о своей жизни, неразрывно связанной с самобытными традициями родного народа. Их рассказы наполнены любовью к земле, природе Кольского края, песнями.
И, конечно же, здесь звучал саамский язык. Одним из его носителей является Роза Яковлева, учитель, общественный деятель, член «Ассоциации Кольских саамов» (АКС).
Роза Ивановна – соавтор «Учебника саамского языка», автор «Учебника для чтения» и «Детской энциклопедии» на саамском языке.
– Роза Ивановна, расскажите о себе.
– Свою родословную я знаю, начиная с деда Антипа Димитриева, который прожил 104 года. Мои предки – оленеводы, жили в Кильдинском погосе (становище, место поселения – прим. авт.). А когда на этом месте собрались строить военную часть, все переселились в Ловозеро. И только мой дед с младшей дочерью, моей мамой, переехал в Белокаменку. Там же моих родителей застала война. Папа пас оленей для военно-транспортного отряда, а маму эвакуировали на станцию Лопарская. Там я и родилась.
Окончив школу, поступила в педагогический класс в Кеми, а затем в Петрозаводский педагогический институт. 25 лет проработала в школе в Лопарской: сначала учителем начальных классов, потом директором.
– Какой был уклад жизни Вашей семьи?
– Папа большую часть времени проводил в тундре. Хозяйство вела мама. Помимо ежедневных дел, она занималась выделкой оленьих шкур, шила и вышивала одежду для семьи, пряла, вязала. А мы, дети, всегда рядом. Так и учились ремеслу. В семье разговаривали на саамском языке. Помню, сидим с мамой у костра, и она меня учит считать: эххт, кухт, коллм (1, 2. 3 – прим.авт.).
– А как Вы попали в Оленегорск?
– В Оленегорск я приехала в 1999 году. И сразу окунулась в культурную жизнь города. Познакомилась с местными саамами. В 2005 году меня выбрали Председателем Оленегорского отделения Ассоциации Кольских саамов. Стали проводить Фестивали саамской музыки и культуры, детских театрализованных постановок на саамском языке «Моайнас ланнь» («Сказочный город»). Так и приросла здесь.
– Почему начали преподавать саамский язык?
– Началось с того, что Римма Куруч и Нина Афанасьева, которые занимаются вопросами сохранения и развития саамского языка в Заполярье, пригласили меня стать соавтором «Учебника саамского языка». Пока готовили издание к выходу, я увлеклась разработкой методов и подходов к обучению языку. Позже уже сама выпустила «Учебник для чтения». Включила в него тематические кроссворды и переводы. Конечно, для этого нужна была практика. Первыми учениками стали местные жители станции Лопарская, где был организован кружок саамского языка. Позже обучала детей в Мурманске, Оленегорске, Мончегорске, Пушном и Ене. Меня называли «кочующий учитель». Сейчас учу языку правнучку. Конечно, саамский язык, как и любой другой, имеет свои особенности. К началу ХХ века язык включал четыре диалекта: Кильдинский, Нотозерский, Бабинский и Йоканьгский. На сегодня осталось только три. Йоканьгский исчез. Я разговариваю на Кильдинском.
– Разговорные диалекты сильно различаются у саамов?
– Конечно. Есть различия и по произношению, и по написанию, но понять друг друга можно. Был случай в 1971 году. На Празднике Севера в Мурманске познакомилась с женщиной-саами из Норвегии. Хотя мы говорили на разных диалектах, понять друг друга смогли. Позже, когда Кольские саамы вошли в Ассоциацию четырех стран, стали ездить за границу с выступлениями. Принимаем иностранных гостей в Оленегорске. И всегда общаемся без переводчиков.
– Какие по характеру саамы?
– Добрые. Еще они очень трудолюбивые и мастеровые.
– Почему для вас так важно сохранять самобытность?
– У каждого народа должны быть культура, обычаи, язык. Без них человек становится «пустым». Когда живешь в общине, сохранить наследие легче. Очень помогают Фестивали, где саамы из разных мест вместе участвуют в играх, поют песни, читают стихи. Своих детей, а потом и внуков брала на все мероприятия. Важно общаться с пожилыми родственниками, молодежью и детьми. Так укрепляется связь поколений. Сейчас мои внуки – активные члены общины. Ангелина – председатель Оленегорского отделения «Ассоциации Кольских саамов». Полина занимается оленеводством.
– Что считаете важным в жизни?
– Доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Тепло, любовь и заботу. Это ценности любого народа.
Марина Листровая.
Фото автора.