Реальные жители мифической страны

12 февраля 2024

О том, как живут российские саамы, как им удается приспосабливаться к быстро меняющемуся миру и хранить свои тысячелетние традиции, мы расскажем в рубрике «Навстречу юбилею». Оленегорское отделение Ассоциации кольских саамов было образовано в 1989 году – 35 лет назад.

Лапландия – огромная территория, включающая половину Скандинавии и север Кольского полуострова. Здесь, на берегах Северного Ледовитого океана, в высокогорной тундре, в лесах и на озерах уже не одну тысячу лет живут саамы – голубоглазые блондины, оленеводы и рыболовы. Сегодня этот малый коренной народ Севера разделен границами четырех стран: Норвегии (около 40 тысяч), Швеции (20), Финляндии (6) и России (2). Долгие годы саами этих стран поддерживали тесные дружеские отношения. К большому сожалению, после начала спецоперации в Украине саамам Норвегии, Швеции и Финляндии запретили общаться с российскими, пригрозив прекратить финансирование соцпрограмм и культурных центров.

Саами или саамы

– Саами – это национальность, а саамы – народ, – объясняет Елена Алмазова, президент Ассоциации кольских саами. – Можете говорить и писать и так, и так, ошибки не будет. А вот женского и мужского рода у этого слова нет. Так что и мужчина, и женщина будет саами. А какие мы?

– Мы худощавые, небольшого роста, компактные. Светлая кожа, светлые волосы, светлые глаза – ярко-голубые или серо-голубые, как льдинки, – добавляет детали к порт-рету типичного представителя своего народа хозяйка «Оленьего двора» Полина Герасимова. – А по характеру свободолюбивые, независимые. Как у нас говорят, народ вольный, только ростом недовольный.

Лапландские космополиты

Саами жили на севере Европы с незапамятных времен. Русские называли их лопь или лопари. Финны – лаппи или лаппалайнен. Отсюда и название огромной северной территории Лапландии. Будучи кочевниками-оленеводами, охотниками и рыболовами, саами никогда не имели собственных государственных образований и в дележе территорий и прокладывании границ великими северными державами не участвовали.

По данным переписи 2010 года, в России около 2-х тысяч саами. Из них 1 599 – в Мурманской области, причем около 900 человек – в Ловозерском районе – центре культурной жизни российских саами. Любопытно, что численность народа, проживающего на Кольском полуострове, не меняется уже около 150 лет.

Язык саами относится к финно-угорской подгруппе уральской языковой семьи. Огромная территория расселения и обособленность отдельных групп и родов привели к тому, что у очень небольшого по численности народа в настоящее время насчитывается десять живых диалектов, которые настолько отличаются, что многие ученые считают их даже не диалектами, а разными языками.

Много путаницы и с письменностью. Только в СССР существовало не менее четырех саамских алфавитов, основанных как на латинице, так и на кириллице. Последняя версия была разработана и принята официально в 1982 году.

В России саамский язык преподается факультативно. В детском саду и школе дети учат родной язык по желанию. Но основной язык общения почти во всех саамских семьях России – русский. Так удобнее.

– Увы, сегодня в России язык саами на грани исчезновения, но мы стараемся, чтобы он не умер совсем, – говорит Полина Герасимова. Потому что язык – это главная составляющая самоидентификации любого народа.

Олень – безотходное животное

– Олень был, есть и будет самым важным для саами. Это вся наша жизнь: и еда, и одежда, и дом, и средство передвижения, – рассказывает Елена Алмазова. – В дело идет все: мясо, шкуры, рога. Олень – безотходное животное.

Современные саами уже давно не ходят в одежде из оленьих шкур. Живут в обычных домах, ездят на машинах, и рацион их питания мало отличается от обычного. С удовольствием пользуются всеми благами цивилизации и к современной жизни вполне приспособлены. Но оленеводство, рыбалка, сбор ягод и сегодня остаются основными занятиями большинства саами.

Не охота (дикого оленя на Кольском почти не осталось), а именно разведение домашнего оленя. С/х производственный кооператив (СХПК) «Тундра» является градообразующим предприятием села Ловозеро. Крупный СПХК «Оленевод» расположен в Краснощелье Ловозерского района. Есть свои оленьи стада и у родовых общин саами. Оленеводство поддерживается субсидиями от правительства региона и дает вполне ощутимый доход.

По некоторым подсчетам, на Кольском полуострове около 50 тысяч домашних оленей. Но, как говорят старожилы, поголовье животных так и не восстановилось с 40-х годов прошлого века.

Спрос на оленину растет: мясо охлажденное и замороженное, колбасы, мясные деликатесы, тушенка. Оленина – основа арктической кухни, которая все больше входит в моду на Севере. Ее охотно заказывают кафе и рестораны. А в настоящее время оленину включили в рацион питания школьников.

Ловозеро

Крупное село Ловозеро – исторический и культурный центр народа саами в 80 км от ближайшей станции железной дороги в Оленегорске. В Ловозере есть неплохие турбазы. Интересный Музей истории кольских саамов, где собрана большая коллекция предметов, связанных с историей и бытом народа – от древнейших петроглифов до предметов культа и быта. Много лет музеем заведовала Галина Кулинченко.

Из Ловозера туристов возят на главную достопримечательность здешних мест – священное для саами Сейдозеро, с которым связано великое множество легенд и тайн.
Российские саами – православные. Старые языческие традиции в основном забыты. А когда-то саамские шаманы считались сильнейшими на Севере. Варяжские конунги выбирали себе лекарей и предсказателей из этого народа и всегда прислушивались к их советам. Говорят, что и сегодня есть люди, которые продолжают традиции шаманизма, стараясь это не афишировать.


В Ловозере проходят ежегодные нацио-нальные праздники и фестивали. В конце марта – День оленевода. Во вторые выходные июня – Саамские летние игры по национальным видам спорта: метанию аркана на рога оленя, прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, саамскому женскому футболу.

Футбол в сарафанах

Женский футбол хоть и преуспел в последнее время, но с мужским футболом сравниться по популярности не может. Нигде. Ну, или почти нигде. Все же есть одно место на земле, где, во-первых, в футбол играют только женщины, во-вторых, он невероятно зрелищен и популярен, а в-третьих, играть в него дамы начали задолго до английских джентльменов. Саамский женский футбол – любимое развлечение и неотъемлемая часть культуры коренных жителей Кольского полуострова. В их игре разрешены толчки и другие силовые приемы. Мероприятие проходит очень эмоционально как для зрителей, так и для самих футболисток. Зрелище незабываемое.
Оленегорскому отделению

Ассоциации кольских саамов – 35 лет

В активе Оленегорского отделения Ассоциации долгие годы работала Перепелица Ольга Андреевна. Она была первым председателем. Анфиса Максимовна Агеева возглавляет в настоящее время Оленегорское отделение АКС, в 1995 году приняв руководство у Розы Ивановны Яковлевой и является солисткой саамской фольклорной группы «Соаййв пиннк» («Поющий ветер»). Участница многих фестивалей: финно-угорских народов в Таллинне, Рованиеми, саамского в Праге, саамской музыки и культуры в Оленегорске.

На конкурсе «Саамский Гран-При» в г. Каутакяйно (Норвегия) она стала обладательницей главного приза в номинации «традиционная саамская песня». На 10-летнем юбилее Национального культурного центра в Ловозере Анфиса Максимовна выступила в качестве руководителя мастер-класса.

При поддержке и участии саамского актива педагоги, школьники, библиотекари обращаются к изучению саамских традиций. Создаются все условия для свободного развития национальной культуры.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс