5 мая во всем мире отмечается учрежденный ООН Международный день борьбы за права инвалидов.
Люди с инвалидностью – это часть социума, они готовы занять достойное место в современном обществе, стремятся к полноценной жизни. Чем чаще они будут появляться в общественных местах, тем быстрее изменится общественное сознание. Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 года, призвана дать людям с инвалидностью равные права и возможности. Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил общения с людьми с инвалидностью. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте.
– Разговаривая с человеком, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
– Когда вас знакомят с человеком, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку.
– Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.
– Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем следуйте рекомендациям.
– Обращайтесь к детям и подросткам по имени, к взрослым – по имени отчеству, равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства.
– Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе. А собака-проводник работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
– Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
– Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало.
– Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
– Если случайно допустили оплошность, сказав «увидимся» или «вы слышали …» тому, кто не может видеть или слышать, не надо смущаться.
И универсальный совет для общения: не забывайте об улыбках, позитивных эмоциях и хорошем настроении.
Подготовила Инна Журавлева,
специалист по комплексной реабилитации
отделение социальной реабилитации детей-инвалидов
ГОАУСОН «Оленегорский» КЦСОН.