Михаил Черватюк – один из представителей заполярной молодежи, кому этим летом повезло стать участником IV Международного детского культурного форума. Событие, объединяющее талантливых ребят из России и других стран, проходило с 21 по 23 августа в Москве. Оленегорец остался под впечатлением от творческой атмосферы и общения с известными деятелями культуры и медийными личностями. Уникальный шанс представился Михаилу за достижения в театральном искусстве: сам он, будучи воспитанником молодежного театра «Ленинградский проспект», неоднократно удостаивался признания и наград за актерскую игру, а также становился победителем конкурсов художественного слова.
– Михаил, расскажите, когда и как у Вас возник интерес к актерскому ремеслу?
– На самом деле, он появился не так давно, когда я учился в девятом классе, после просмотра спектакля «Дом у дороги» в исполнении артистов молодежного театра «Ленинградский проспект». Не помню, при каких обстоятельствах я оказался на этой постановке, но меня очень зацепила игра Александра Першина. О том, что в Оленегорске вообще есть театр, мне рассказала мама, спросив, не хочу ли я записаться.
– Правильно ли я понимаю, что Вас направляет и поддерживает мама?
– Точнее сказать, семья.
– Вы из творческой семьи?
– Формально нет. Мама – военнослужащая, папа – индивидуальный предприниматель. Но, когда я был маленьким, мы жили в военном городке, и папа часто наряжался Дедом Морозом. Он очень харизматичный. Мама окончила музыкальную школу, и на каждом празднике в гарнизоне она пела. А еще в школьном театре играла Железного Дровосека.
– Как с Вами, воспитанниками театра «Ленинградский проспект», работает его руководитель Валентина Островская? Строга ли она или дает свободу самовыражения?
– Я бы не назвал Валентину Евгеньевну строгой. Она, скорее, как вторая мама: много работает с нами, направляет, помогает, дает советы. Иногда что-то нужно дополнительно почитать или глубже вчитаться в материал. Без Валентины Евгеньевны ничего бы не случилось.
– Есть ли среди ролей, которые Вы уже успели на себя примерить, любимые или наиболее удачные, на Ваш взгляд?
– Мне нравится роль Егора Владимировича, отца главного героя в постановке «Рыжая». До нее чаще приходилось играть персонажей сказок. Это же, напротив, очень серь-езная роль взрослого человека, у которого есть проблемы дома и на работе. Но в суете будней находится место радости и надежде. В конце спектакля он с семьей уезжает в деревню Обожалово, чтобы построить дом мечты. Мне в юном возрасте пришлось вникнуть в характер героя, прожить его эмоции и житейские ситуации.
– Получается, эта роль Вам «на вырост»: Вы не были отцом, не сталкивались с похожими обстоятельствами в жизни. Как Вы в нее погружались: пытались поставить себя на место героя или, может быть, перенимали у реальных людей нюансы нужного поведения?
– Я опирался на свой небольшой жизненный опыт и что-то подсмат-ривал у других. Иногда замечаю, как ведут себя прохожие на улице, и беру на заметку. «А, вот так, оказывается, люди делают, а не как я себе надумал». Погружение в любую роль – это очень интересный процесс. Это всегда поиск новых подходов и создание предыстории. Я пытаюсь понять, что могло случиться с человеком, из-за чего он стал именно таким. Представляю, как этот человек ходит, ест, чем дышит, что его питает, чтобы в итоге это принять в себя и затем выдать на сцене.
– Вам больше по душе комические или драматические роли?
– Мне интересно все. Наверное, в будущем хотел бы сыграть драматическую роль. Хотя почти в каждой роли присутствуют и доля юмора, и трагизм, и меланхоличность. Нужно уметь собирать своего персонажа, добавлять разные краски, не изменяя его суть.
– А в жизни Вы какой человек – серьезный или балагур, весельчак и душа кампании? Просто интересно, сколько в сыгранных ролях Вас настоящего, или все это лицедейство и искусство перевоплощения. Другими словами, нужные качества и эмоции Вы «вытаскиваете» изнутри или притворяетесь тем, кем совсем не являетесь?
– Я абсолютно несерьезный человек. Но в некоторые моменты приходится быть собранным и брать ответственность на себя, хотя мне это дается непросто. Что касается игры, то я, скорее, становлюсь персонажем, чем притворяюсь.
– Недавно Вы вернулись с Международного детского культурного форума. Как Вы, единственный оленегорец, оказались в составе делегации Мурманской области?
– Совершенно неожиданно. Я проснулся от звонка Валентины Евгеньевны с вопросом, хочу ли я поехать в Москву на Форум. Я спросонья ответил: «Да, конечно. Что для этого нужно?» Она мне дала контакт. Я отправил нужные документы и через 20 минут обо всем благополучно забыл. Осознание, что мне представился удивительный шанс, пришло позднее.
– Программа Форума была насыщенной: разнообразные лектории, арт-школы, мастерские, викторины и квизы, посвященные музыке, хореографии, кинематографу и другим видам искусства. Что лично Вам удалось посетить?
– Программа была, правда, безумно насыщенной. Каждый день и даже каждый час – то концерт, то лекция. Постоянно нужно куда-то бежать, чтобы не пропустить все самое интересное. Времени на сон оставалось немного. Самое большое впечатление на меня произвела встреча с актером, режиссером, театральным деятелем, хореографом и музыкантом Антоном Адасинским. Фантастический человек со своим уникальным мировоззрением о театре. Я прежде не был знаком с его творчеством. Он показался мне по-хорошему странным. Выглядит как безумец или персонаж сказки «Алиса в Стране чудес». Интересно было от него узнать про театр без диалогов, когда в спектак-ле все показано действиями и декорациями. И каждый зритель видит в постановке свое. Я благодарен судьбе за эту встречу.
– Действительно, участие в Форуме – это уникальная возможность перенять знания и опыт у именитых деятелей культуры. С кем еще удалось встретиться или даже пообщаться?
– С известными актерами Гошей Куценко и Евгением Мироновым. С генеральным продюсером онлайн-кинотеатра «Okko» Гавриилом Гордеевым. С актером и режиссером, основателем авторского театра «Эскизы в пространстве» Дмитрием Мышкиным. Мне, кстати, очень понравилась его лекция «Театр вне театра» о том, как они с энтузиастами-друзьями по институту создали свой театр и теперь дают эксклюзивные спектакли в необычных локациях: в машине, в подъезде, в деревне и даже в шкафу. Представляете, один из спектаклей длился 24 часа без перерыва!
– Вам нравится такая экспериментальная форма театра или в классическом виде тоже приемлете?
– Мне нравится театр в любом его проявлении. Но это здорово, когда люди не боятся экспериментировать со своими возможностями, выстраивать новые ракурсы. В этом плане Антон Адасинский и Дмитрий Мышкин меня вдохновили.
– У Вас есть кумиры среди актеров или режиссеров – люди, которые Вас восхищают или на которых Вы равняетесь в профессии? Может быть, мечтаете с кем-то поработать в будущем?
– Меня восхищает актер Дэвид Тэннант, который сыграл Десятого Доктора Кто из одноименного сериала. Я читал его биографию, и меня поразило, что он смотрел сериал с трех лет и уже тогда заявил родителям, что сыграет главную роль. Так и произошло. Более того, он женился на дочери Пятого Доктора Кто. Удивительная целеустремленность! Из российских актеров мне нравятся Иван Янковский, вся династия Добронравовых, Сергей Безруков, Сергей Бурунов. На самом деле, их намного больше, просто сейчас всех не вспомню.
– Это лето выдалось для Вас насыщенным в плане получения нового опыта. Вы же еще успели сняться в эпизоде сериала «Теп-лый ветер с севера», съемки которого проходили в Мончегорске. Расскажите о роли и своих впечатлениях.
– Тоже интересная история вышла. Я попал на съемки абсолютно случайно, за что и люблю судьбу. Во время празднования Дня металлурга мы с друзьями после спортзала зашли в кафе. Сидим, разговариваем, смеемся. Людей много. В толпе я вижу мою тетю, которая приехала из Мончегорска вместе с подругой. Мы разговорились о том, что я занимаюсь в театре, мне это интересно. Они меня спросили, не хотел бы я поучаствовать в массовке сериала, который снимают у них в городе. Оказалось, это проект для федерального канала «Россия 1». Почему бы не попробовать. Несколько раз ездил просто для участия в массовке, потом в качестве моральной поддержки для Анжелики Корчагиной, которая снималась вместе со мной. В один из дней выложили информацию о том, что ищут актера на небольшую роль. Я связался с бригадиром массовки. В итоге играл Федора – пострадавшего при обвале в шахте. Меня гримировали, перемещали на носилках. В октябре поеду на досъем в Москву.
– Если сравнить театральный опыт и работу на съемочной площадке, что Вам кажется ближе?
– Наверное, мне ближе театр, но опыт в кино тоже очень интересный. Было любопытно посмотреть изнанку съемочного процесса, как большая команда в непростых условиях единым организмом создает проект.
– Этот выпуск газеты посвящен Дню знаний. Первого сентяб-ря Вы пошли в одиннадцатый класс, а значит, самое время спросить о планах на будущее. Куда хотите поступать после школы?
– До середины десятого класса я учился в классе физико-математического профиля и всерьез планировал стать программистом. Но в январе прошлого года передумал и пошел в гуманитарный класс. Хочу поступать в вуз на актерское отделение. Конечно, многое будет зависеть от того, насколько успешно я сдам экзамены, как подготовлюсь, пройду вступительные испытания, понравлюсь ли приемной комиссии и мастеру. Сначала думал получить техническое образование как некую «подушку безопасности», а сейчас решил пренебречь этой подстраховкой и идти напролом. Зачем тратить время, если нравится совсем другое?! На примете вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
– Звучит амбициозно. Мы желаем Вам удачи, чтобы задуманное осуществилось. Спасибо за интересную беседу.
Алена Штепенко.
Фото из личного архива
Михаила Черватюка.