Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, основным средством передвижения, перевозки людей, грузов, различного оборудования и вооружения. Они нам необходимы. Мы не можем без них представить свою жизнь. Они окружают нас постоянно. Мы привыкли к автомобилю и забыли об опасности, которую он представляет. Мы не помним, что автомобиль – источник повышенной опасности. Одной из основных причин преждевременной смерти человека является дорожно-транспортное происшествие.
По статистике, основной причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является скорость. Скорость также является основным фактором, влияющим на тяжесть последствий в дорожно-транспортных происшествиях.
Известно, что с увеличением скорости любое тело имеющее массу приобретает кинетическую энергию. Кинетическая энергия, а равно «убойная сила», зависит от массы тела и увеличивается пропорционально квадрату скорости. Соответственно, чем больше масса тела, тем опаснее транспортное средство. Этот вывод логичен и очевиден. Тем не менее встречаются водители, которые, в нарушение Правил дорожного движения, занимают место в организованных колоннах тяжелых военных машин, не учитывая их повышенный тормозной путь.
Но самую большую опасность представляет скорость! Вопрос только в том, какая именно скорость угрожает жизни.
Что бы ответить на этот вопрос, оттолкнёмся от обратного. Какая скорость не представляет смертельной опасности человеку? Наша собственная скорость, та, которую мы можем развить собственными ногами, для нас максимально комфортна и относительно безопасна. Без особых опасений мы ходим и даже бегаем, единственно, опасаясь получить травмы. Ярким примером является игра в футбол. Поэтому в качестве границы максимально безопасной скорости предлагаю отталкиваться от скорости 20 км/ч. Это максимально разрешенная скорость движения во дворах, жилых массивах и прилегающих территориях.
Для лучшего восприятиявеличины «убойной силы» кинетической энергии на различных скоростях сравним её с силой удара при падении с высоты соответствующей по величине потенциальной энергии.
Сила удара на различных скоростях соответствующая падению свысоты
Скорость |
Высота падения |
Этаж |
20 км/ч |
1,5 м |
0 |
30 км/ч |
3,5 м |
1 |
40 км/ч |
6 м |
2 |
50 км/ч |
10 м |
3 |
60 км/ч |
14 м |
5 |
70 км/ч |
19 м |
6 |
80 км/ч |
25 м |
8 |
90 км/ч |
32 м |
11 |
100 км/ч |
39 м |
13 |
110 км/ч |
47 м |
16 |
Как же тогда нам быть?Учитывая, что в населенных пунктах разрешено движение с убийственной скоростью до 60 км/ч, а вне населенных пунктов 90, 110 и 130 км/ч в зависимости от вида дороги, мы постоянно и серьезно рискуем жизнью.
На этот вопрос есть ответ в пункте 10.1 Правил дорожного движения. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства. Для этого водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. Это значит, что скорость движения должна соответствовать времени реакции водителя с учетом вышеперечисленных факторов.Непременным условием для возможности своевременного снижения скорости и своевременной остановки при движении в транспортном потоке является соблюдение дистанции.
Подводя итоги по пункту 10.1 Правил дорожного движения отметим, главным условием при выборе скорости является возможность постоянного контроля за дорожной обстановкой.Единственным правильным решением в случае возникновении любой опасности на дороге, например, автомобиля со встречной полосы или человека (животного),является снижение скорости автомобиля вплоть до полной остановки. То есть, если водитель не успевает снизить скорость или остановиться, то скорость не соответствовала дорожным и метеорологическим условиям, а значит, водитель виноват!
Наиболее опасными участками дороги являются пересечения дорог, повороты, спуски и подъемы, туннели и эстакады, пешеходные переходы и железнодорожные переезды, остановки автобусов и трамваев, в местах парковок автомобилей, опережение справа и движение по обочине. В таких местах всегда необходимо ожидать внезапного появления человека или неожиданного маневра других автомобилей.
Конечно, даже учитывая все эти факторы сложно чувствовать себя в безопасности. А что если не мы, а кто-то другой спровоцирует дорожно-транспортное происшествие?
Технологии в области автомобильной безопасности не стоят на месте, но такое, простое на первый взгляд, решение, как ремень безопасности, до сих пор остаётся самым широко используемым средством защиты водителя и пассажиров. Более 70% выживших в автомобильных катастрофах обязаны своей жизнью именно ремням безопасности. Исследования показали, что использование ремня безопасности в 2,3 раза повышает шансы водителя выжить при лобовом столкновении, в 1,8 раз при боковом и в 5 раз при опрокидывании.
Что происходит с человеком во время аварии? Если при ДТП не будете пристегнуты ремнем безопасности, вы, по инерции, продолжите движение, до удара в стекло или сидение с той же скоростью, с которой двигался автомобиль. При столкновении на скорости 60 км/ч пассажир весом в 75 кг, получит удар с силой больше 2 тонн. Выдержит ли такую нагрузку человек — большой вопрос.
Манекен разбивает своей головой стекло при лобовом ударе, при движении со скоростью 30 км/ч.
Поданным исследований, которые имеются у центра «Движение без опасности», вероятность смерти у человека, вылетевшего через лобовое стекло,в 10 раз выше, чем у человека, оставшегося в салоне.
Если вы не пристегнуты сзади,то получите тяжелые травмы сами и травмируете сидящих впереди. Ведь при ударе вы вылетаете на передние сиденья и «давите» своим весом пассажиров спереди.Если вы сидитепосередине заднего ряда сидений и не пристегнуты,то при фронтальном ударе вылетите в лобовое стекло. Это неизбежно приведет к тяжелым травмам черепа.
Не пристегнутые пассажиры на задних сиденьяхиз-за удара начинают неконтролируемо перемещаться по салону. Они ударяются о дверь автомобиля, окно и друг о друга. Это высокий риск травмировать голову и руки, грудную клетку.Не пристегнутый пассажир спередиможет удариться о дверь и водителя, задеть торпеду. Это грозит травмами головы, рук и ног. Если пассажиры не пристегнуты, то во время опрокидывания автомобиля не только получают травмы сами, но и травмируют других пассажиров. В основном при опрокидывании автомобиля пассажиры получаюттравмы головы, шеи и позвоночникаиз-за ударов о разные части автомобиля: двери, крышу, сиденья.Такие удары зачастую приводят к гибели.В ходе экспериментовпри опрокидывании машины все 5 не пристегнутых манекенов вылетели из салона через окна. Риск получения тяжелых травм и гибели для пассажиров снижается в 5 раз, если при опрокидывании автомобиля они были пристегнуты. Ремень фиксирует тело человека в одном месте и помогает избежать травм из-за неконтролируемого перемещения по салону.
Но, несмотря на это, многие водители и пассажиры игнорируют использование ремней безопасности во время дорожного движения и верят в различные мифы:
Миф № 1. При аварии лучше быть выброшенным из автомобиля. Статистика утверждает обратное. Только один из ста выживает при выбрасывании из автомобиля при ДТП, если не удариться о какое-либо препятствие или не будет раздавлен автомобилем.
Миф № 2. На небольшой скорости можно не пристегиваться.При столкновении на 30 км/ч вы не погибнете, но получите серьезные травмы. А если и встречный автомобиль ехал на той же скорости? При лобовом столкновении уже на скорости в 50 км/ч вес человека возрастает до 2 тонн. Так что не пристегнутый водитель разобьет головой лобовое стекло и в девяти случаях из десяти погибнет. По статистике, 70% всех аварий происходит на скорости до 65 км/ч. В ДТП на такой скорости пристегнутые водитель и пассажир как правило вообще не получают травм.
Миф № 3. При неизбежной аварии достаточно упереться руками в руль. Экспериментально доказано, что при просто резком торможении с 50 км/ч до 0 км/ч на человека действует сила равная около 1 тонны.Удержите?
Миф № 4. Ремень безопасности спасает только при скорости до 60 км/ч. Однако, при скорости более 60 км/ч, ремень в несколько раз увеличивает шансы выжить. А при опрокидывании даже на скоростях до 110 км/ч, пристегнутые ремнями водитель и пассажиры как правило вообще не получают травм.
Необходимость использования ремней безопасности продиктована самой жизнью и законами физики, действующими на нас не зависимо от наших знаний и нашего желания. На нас действуют силы инерции при торможении и столкновении, центробежная сила в поворотах и при опрокидывании. При ускорении наше тело накапливает кинетическую энергию не предусмотренную природой человека. Снижение показателей аварийности — не только задача государства, ГАИ и ВАИ. Сохранение жизни и здоровья в интересах каждого участника дорожного движения. Всё что для этого необходимо, соблюдать самые простые Правила дорожного движения. Берегите себя и своих близких! Используйте ремни безопасности при каждой поездке на автомобильном транспорте!
254 военная автомобильная инспекция (территориальная) г. Оленегорск.