Педагог должен быть авторитетом для учеников

10 июля 2023

Июль – долгожданное время для школьников: младшие классы наслаждаются каникулами, у старшеклассников позади выпускные экзамены и время выбора будущей профессии. А педагоги, получив долгожданный отпуск, наслаждаются свободным от учебных планов и домашних заданий временем. Дарья Михеева, учитель истории и обществознания школы № 4, в рубрике «Оленегорск в лицах» ответила на вопросы нашего  корреспондента.

–Дарья Александровна, у школьников позади выпускные экзамены. Насколько эти испытания определяют их дальнейшую жизнь?

– Экзаменационные испытания – это важный этап в жизни каждого ученика, особенно в 9 классе. Это тот возраст, когда школьник стоит на распутье – продолжить ему обучение в школе либо выбрать колледж и определиться с будущей профессией. У моих учеников экзамены еще впереди. Я работаю в школе на среднем звене – это 7-8 классы. Преподаю историю и обществознание. Это те предметы, которые в современное время очень важны: историю страны должен знать каждый гражданин, а обществознание дает ориентир в жизни.

– Почему выбрали именно педагогику?

– У меня, как у многих коллег-педагогов, не было родственников, которые бы преподавали в школе. Мне еще в годы ученичества нравились история и обществознание. В выпускных классах по этим предметам сдавала экзамены. И вообще, мне всегда нравилось контактировать с детьми, общаться с педагогами при организации школьных мероприятий, дней самоуправления. Закончила я Костромской государственный университет имени Николая Алексеевича Некрасова в 2018 году.

– Как попали в Оленегорск?

– Супруга перевели сюда по службе, он военнослужащий. И так удачно получилось, переехав летом в Оленегорск, через пару месяцев нашла работу по диплому. В 4 школе была открытая вакансия учителя истории. Именно здесь увидела воочию, что люди Севера открытые и добрые, готовы в любой момент прийти на помощь. Мне здесь все нравится. Конечно, полярный день в первое время вызывал удивление – было непросто привыкнуть к тому, что солнце летом не заходит. Полярная ночь поначалу вызывала недоумение. Но со временем привыкла, дискомфорта не испытываю. Поняла, что местный климат для меня достаточно комфортный.

– Оленегорская школа стала первым местом работы. Как освоились?

– Поначалу, конечно, было волнение от работы, встречи с учениками. К тому же на первом году работы мне дали классное руководство. Пришлось перестраиваться. Первые пару месяцев дались нелегко. Здесь большую помощь мне оказала Любовь Анфировна Антюх, которая работает в школе больше 20 лет. Это опытный и известный в городе педагог. Мы быстро нашли общий язык, и все конкурсы, в которых я участвую, и мероприятия, которые проводим в школе, готовим сообща, тесно сотрудничаем. Это взаимная помощь. Любовь Анфировна действует со стороны опыта, я – со стороны молодежного видения. Большую помощь оказала школьная администрация. Мне нравится, что руководство школы нацелено на то, чтобы помочь педагогу, а не просто прийти на урок и указать на методические ошибки. Здесь помощь осуществляется в большом объеме.

– Насколько легко нашли общий язык с учениками?

– Здесь очень важно не упустить момент авторитета. Были случаи, когда молодые педагоги с детьми устанавливали дружеские отношения. Я считаю, что это вредит, как педагогу, так и ученику. Ведь в таком случае педагог перестает быть учителем, а значит, ученик может себе позволить по-дружески некоторые вольности в общении. По-моему, педагог должен быть авторитетом в глазах учеников, должна присутствовать четкая субординация. Думаю, что в этом плане у меня достаточно жесткий характер. Первый год, когда знакомилась с классом, мне самой и детям тяжело было перестраиваться. Появились новые учителя, новая нагрузка, требования. Со временем начала смягчаться, ведь мои ученики знают как следует себя вести. Я не только учитель-предметник, а еще и классный руководитель. Дети сейчас очень продвинутые. Мы общаемся на разные темы, не только по предмету. С классом участвуем в школьных и городских мероприятиях. Классное руководство сблизило меня с детьми. У тех, кто просто ведет предметы, рано или поздно наступает профессиональное выгорание. А у тех, кто отвечает еще и за класс, такого нет. Здесь важно найти подход к родителям. Мне, как приезжему человеку, нравится возможность организовывать своих учеников на различные экскурсии, путешествовать по всему Кольскому полуострову. В таких ситуациях хорошие отношения с родителями моих учеников очень помогают. Если мне предложат, к примеру, отказаться от классного руководства, я не соглашусь. И большой педагогический отпуск для меня не просто возможность выдохнуть и морально восстановиться. Уже в августе начинаю готовиться к новому учебному году: планирую мероприятия, которые я предложу моим ученикам.

– У педагогов очень большая нагрузка. Остается ли время на общественную деятельность?

– Я стала руководителем Оленегорского объединения Всероссийского движения «Волонтеры Победы». Это движение включает в себя развитие патриотизма, духовно-нравственного воспитания, пропаганду семейных ценностей. Это Всероссийское движение появилось во многих городах Мурманской области. В Оленегорске начнем работать в сентябре этого года. Будем проводить патриотические мероприятия, участвовать в городских и общешкольных праздниках патриотического и волонтерского характера. Будем оказывать социальную поддержку ветеранам ВОВ и детям войны, участникам локальных конфликтов. Наша задача: всеми силами помогать и освящать важность знания истории своей Родины.

 

Анна Зацепурина.

Фото из личного архива Д. Михеевой.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс