О «детях дождя»

4 апреля 2023

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме.
Это психическое расстройство, которое характеризуется сложными нарушениями развития нервной системы с разнообразными клиническими проявлениями и симптомами: атипичным развитием социального поведения, коммуникативным дефицитом и стереотипными повторяющимися действиями.

Стоит понимать, что аутизм – не болезнь. Его нельзя вылечить с помощью лекарств. Ребенок с особенностями в развитии может родиться в любой семье, с любым социальным статусом и образом жизни.

Симптомы проявляются уже в первые месяцы жизни младенца. Аутичные дети слабо реагируют на свет и звуки, поздно начинают узнавать мать. Для них характерен отсутствующий взгляд, могут часами раскачиваться в кроватке, однообразно размахивать руками.

В дошкольном возрасте возрастает число страхов. Они стремятся проводить разные «ритуалы», не желают идти на контакт с незнакомыми людьми. При этом у детей может быть нарушена или полностью отсутствовать речь. Им сложно понимать окружающих. У особенных ребят возникают сложности с восприятием простых игр и забав. Они замыкаются в себе.

Особенности поведения детей, замеченные родителями уже в раннем возрасте, не следует игнорировать. Необходимо обращаться к специалисту – детскому врачу-психиатру.

Ранняя диагностика аутизма и своевременная помощь – важные факторы успешной реабилитации ребенка. Коррекционная работа должна проводиться комплексно: группой специалистов (невропатологом, психиатром, психологом, дефектологом, педагогами) совместно с родителями. Проявления расстройств аутистических спектра разнообразны, поэтому помощь должна быть «подстроена» под ребенка.

По закону «Об образовании в РФ», особенные дети могут учиться в любой школе по выбору родителей: в коррекционной или в общеобразовательной. Для того, чтобы учреждения создали специальные условия, родителям необходимо получить рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

Индивидуальная работа с аутичными детьми, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой тактики в образовательном учреждении и дома.

Наталья Анатольевна Волжакова,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,
специалист Ресурсного учебно-методического центра
ГОБОУ «Оленегорская КШИ».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс