Метод Монтессори – педагогическая система, предложенная итальянским врачом и ученым Марией Монтессори в начале ХХ века. Она предполагает создание среды, в которой ребенок самостоятельно формирует различные навыки, проявляет свои способности и приобретает необходимые ему знания на собственном опыте. В Оленегорске детский сад № 13 на вооружение взял данную методику больше 20 лет назад. Валентина Григорьева, воспитатель дошкольного учреждения, уверена, что только так ребенок гармонично развивается.
– Валентина Степановна, в чем основное отличие методики Монтессори от остальных педагогических систем?
– Дети здесь проходят несколько ступеней развития. Когда маленький ребенок приходит в группу, он чувствует заботу детей постарше. Они помогают ему в игре или в бытовых ситуациях. Взрослея, ребенок, в свою очередь, берет на себя ответственность и помогает уже младшим деткам. То есть он за время нахождения в детском саду бывает и в роли опекаемого, и в роли взрослого. Так воспитывается забота о других, ответственность, самостоятельность. Система Монтессори хороша тем, что в одну группу могут попасть разновозрастные дети из одной семьи. Кроме того, ребенок вправе выбирать, чем он хочет заниматься. Воспитатели только направляют.
– Почему Вы решили работать с детьми?
– Я влюбилась в эту профессию еще в детском саду, когда ходила в старшую группу, играла роли сказочных персонажей и была ведущей на утренниках для малышей. Поддержала и бабушка. Закончила педагогическое училище, потом университет. В детском саду работаю с 1999 года на разных группах. Параллельно с работой в дошкольном учреждении два года трудилась социальным педагогом. Сопровождала ребят в летний детский лагерь. С 2007 г. по 2011 г. была руководителем городского методического объединения «Малышок». Сейчас работаю на разновозрастной группе и больше десяти лет веду кружок «Кухляндия».
Приятно то, что мои выпускники, которым сейчас больше 20 лет, успешны в жизни. Я радуюсь их достижениям и заслугам, и смею надеяться, что это результат и моего труда.
– Кто был Вашим наставником в детском саду?
– Самый первый педагог, с которым я работала, Людмила Николаевна Белоусова. И бывший руководитель детского сада № 13 Галина Григорьевна Якуничева. Они подсказывали, помогали освоиться с профессией воспитателя и методикой Монтессори.
– Расскажите подробнее о «Кухляндии».
– Кружок был организован в саду по запросам родителей. Не в каждой семье ребенка допускают к готовке на кухне. «Кухляндия» – это кружок, где дошколята приобретают определенные умения и навыки, которые им пригодятся в самостоя-тельной жизни. Мы начинаем учебный год с элементарных правил пользования ножом. Позже знакомимся с полезными продуктами питания и кухонной техникой (теркой, миксером, микроволновой печью, плитой). На занятиях готовим фруктовые салаты, бутерброды, канапе, простые блюда из каш и овощей, печем булочки, пиццу, печенье. Кружок посещают ребята с четырех лет. Вы бы видели, как радуются они, когда своими руками создают съедобного зайчика или тропический пейзаж! И вообще, когда занимаешься с дошколятами в группе, настроение поднимается. Все неприятности остаются на пороге детского сада. Маленькие дети заряжают позитивным настроением. Получаешь удовольствие от их непосредственных эмоций, секретиков, доверительного отношения.
Анна Зацепурина.
Фото автора.