Между небом и землей

27 октября 2025

Война пришла на Север в первые же дни после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. На территории Оленегорского района боев не было, но железная дорога связывала Кольский полуостров с «большой землей», поэтому возникла необходимость в ее защите от нападения фашистских самолетов.

С мая 1936-го года станция Оленья стала узловой. В 1937-м году были введены в эксплуатацию Мончегорская железная дорога и комбинат «Североникель».

Немецко-фашистские войска пытались захватить эти стратегически важные объекты. Кроме того, по Кировской железной дороге, связывающей Ленинград с Мурманском, перевозили важные грузы, в том числе по лендлизу. И куда бы ни направлялись эшелоны, выход на Кировскую магистраль оставался один – через станцию Оленья.

Подлинных свидетельств о том, как протекала жизнь на станции и в ее окрестностях в военную пору, сохранилось немного. Мобилизацию объявили уже 23 июня 1941-го года. Молодые мужчины отправлялись в Мончегорск на сборный пункт. Известно, что в первые дни войны со станции Оленья на фронт ушли и не вернулись восемь человек. Их имена опубликованы в четвертом томе Книги Памяти 1941-1945 годов Мурманского книжного издательства. Это Иван Бойцов, Василий Бессарабчук, Александр Звягин, Сергей Лытасов, Владимир Максимов, Виктор Прозоровский, Николай Сошников и Порфирий Филиппов.

Начались бомбардировки. Каждый день гибли люди.

«По ночам я укладывала маленькую дочку спать под письменный стол, прятала на случай обстрела. А сама уходила тушить зажигалки. Было лето, ночи светлые, и однажды очередной налет застал нас прямо на площади. Самолет шел так низко, что я увидела наполовину закрытое очками лицо фашистского летчика.

Остановилась как под гипнозом. Вдруг прямо перед глазами вспыхнула цепочка искр. Я еще подумала, что самолет провода зацепил, замыкание устроил. А это фриц трассирующими сыпанул. Гляжу, а подружки-то моей, что рядом была, и след простыл. В бараке спряталась. Упала я за валун, он меня и спас...», – из воспоминаний очевидицы Варвары Никитиной.

Первая бомбардировка железнодорожной станции Оленья состоялась 28 июня 1941-го года, после чего начали организовывать ночные дежурства, чтобы дома не сгорели от зажигательных бомб. Немецкие самолеты целились по окнам, одиночных людей расстреливали.

Первой жертвой среди мирного населения стала кондуктор вагона пассажирского поезда Е. Суворова. 13 июля 1941-го года она попала под воздушный обстрел и вскоре скончалась от ран. У нее осталось двое детей: дочь и сын. «Эта смерть потрясла всех… Хоронили на местном кладбище», – зафиксировано свидетельство в музейных документах.

Несмотря на тяготы, выпавшие людям, в годы войны на территории станционных поселков состоялось 69 свадеб и родилось 165 детей. Одной из главных проблем оставалась нехватка еды. Продукты давали по карточкам. Выручали рыба, ягоды и грибы. В 1942-м году грибов было так мало, что многие рисковали – ели даже такие, которые обычно в пищу не используют. Не раз давали на паек железнодорожникам акулье мясо, от которого люди даже в голоде отказывались, потому что при варке оно издавало жуткий запах. В августе 1941-го года начались случаи гибели детей, а в 1942-м – и взрослых от истощения и некачественного питания.

По станционным домикам и по железнодорожному полотну ожесточенно били с воздуха немецкие самолеты. Для отражения этих атак были задействованы восемь зенитных установок: четыре стояли на станции, еще четыре – в районе разъезда Куреньга. Неразор-вавшаяся бомба потом еще долго лежала по дороге на Оленью.
Достоверных сведений о тех, кто воевал в наших местах, сохранилось немного. Однако имя одного из летчиков – Героя Советского Союза Ивана Бочкова – известно благодаря военным журналистам.

21 мая 1942-го года над станцией разыгрался воздушный бой, в котором были сбиты два немецких «юнкерса». Одного бомбардировщика уничтожил лично Бочков. Подбитые немецкие самолеты упали в озеро в окрестностях Оленьей. Этот бой был не единственным, выигранным Иваном Васильевичем. Однополчанин летчика, Герой Советского Союза П.С. Кутахов, ставший позднее маршалом авиации, писал о нем: «...Мы любили его за отвагу, за то, что он никогда не бросал товарища в беде...». Иван Бочков погиб в 1943-м году, спасая сослуживца.

Факты свидетельствуют, что в пределах Мурманской области на железную дорогу было совершено 1 070 авиационных налетов и сброшено 34 тысячи бомб. Иными словами, на каждый километр дороги от Мурманска до Кандалакши пришлось по 120 бомб. Героическим был труд железнодорожников, благодаря которым организованно прошла эвакуация гражданского населения и оборудования: они оперативно чинили выведенную из строя технику и устраняли последствия бомбардировок. Эта самоотверженность обошлась дорогой ценой. 81 работник Мурманского отделения железной дороги, включая тех, кто трудился на станции Оленья, погиб. 153 получили ранения.

По материалам
интернет-проекта
«Война в судьбах оленегорцев»
и историко-библиографического пособия «Война на станции Оленья» МУК «ЦБС».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс