Лекарства не конфеты, фармацевт не продавец

16 мая 2022

С 2021 года в календаре появился новый профессиональный праздник — День фармацевта и провизора в России, который отмечается 19 мая.

Аптеки. Они стали настолько привычными в нашей жизни, что мы воспринимаем их как что-то обыденное: как магазин у дома, супермаркет, где можно купить товары повседневного спроса. Мы заходим в них по пути, чтобы купить лекарство от головной боли, спешим туда при первых признаках простуды и других недомоганиях. А за стеклянными витринами и полками стоят, по мнению многих, продавцы, которые должны обслужить покупателей, все подать, объяснить и продать. Вот только там стоят не обыкновенные продавцы, а фармацевты и провизоры. А это уже другой уровень: от их помощи часто зависит наше здоровье.

Они, как и врачи, не имеют право на ошибку. И об этом нужно помнить. Все, кто стоит за прилавком аптек, имеют специальное образование, каждые пять лет проходят переаттестацию и постоянно обучаются на профильной платформе онлайн. Ежедневное обу-чение позволяет специалистам быть в курсе изменений в законодательной базе, в системе контроля качества, узнавать все о новых препаратах и современных разработках в фармацевтической отрасли. Ведь, кроме названий лекарственных средств, нужно знать еще и дозировку, противопоказания, взаимодействие с другими препаратами, условия хранения, оригинальные препараты и их аналоги.

МУП «Центральная аптека» уже 35 лет стоит на страже здоровья жителей Оленегорска. Это целая жизнь – и чего в ней только не было.

– Раньше в аптеках готовили много лекарств по рецептам: порошки, микстуры, мази, глазные капли. Занимались этим фармацевты, а провизоры проводили анализ изготовленных лекарственных форм, – рассказывает директор учреждения Светлана Иванова. – Это был рутинный и кропотливый процесс, который требовал внимательности, точности и усидчивости. Ошибиться – значит причинить вред, а это недопустимо. После того как появилось много заводских лекарств и отпала необходимость в аптечной технологии, профессии провизор и фармацевт встали на один уровень, как бы усреднились – и это обидно. Из уникальных специалистов нас перевели в ряд тех, кто торгует за прилавком.

«Центральная аптека» – это труженик с многолетним стажем. Находясь на самоокупаемости, коллектив смог организовать работу так, чтобы быть востребованным, держать доступные цены и иметь возможность развиваться. Несколько лет назад здесь ввели новую компьютерную систему контроля качества. Теперь каждая упаковка товара отслеживается при помощи федерального сайта «Честный знак» и поступает в продажу только после подтверждения подлинности препарата. Были и трудности в период пандемии COVID-19, когда ввели санкции на импортные лекарства. Благодаря сдерживающим мероприятиям Минздрава России эти вопросы были урегулированы на высоком уровне. Но временные сложности в работе удалось решить, в том числе и благодаря ответственному отношению к обязанностям, слаженности и трудолюбию каждого сотрудника, а также опытному руководству директора Светланы Ивановой.

– Коллектив у нас очень дружный, все профессионалы, переживающие за общее дело, – делится Светлана Владимировна. – Сейчас в аптеке работает 15 человек, из них девять провизоров и фармацевтов, все специалисты с огромным стажем работы, многие работают с открытия аптеки. Наша гордость – Вера Сергеевна Новикова и Валентина Борисовна Люгаева. Они отдали профессии полвека. На лекарствах, которые они изготовляли, выросло не одно поколение оленегорцев.

справка
Дата для Дня фармацевта – 19 мая – была выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1581 году по указу русского царя Иоанна IV Грозного на Руси открыли первую аптеку. Как и было положено в те времена, в ней лекарства изготавливали и продавали.

мнение
Валентина Люгаева, фармацевт:
– Моя работа – это привычный уклад жизни. Как и везде, здесь бывают сложности. Но их нужно преодолевать. Кажется, что самое тяжелое, это выучить более двух тысяч препаратов. Но это не так: их легко запомнить по фармакологическим группам, а новые лекарства уже автоматически занимают свои места в системе классификаций. Гораздо важнее взаимодействовать с людьми: понимать, как общаться с человеком, помнить клиентов. Бывает приходит человек и спрашивает: «Дайте мне таблеточки, такие маленькие, беленькие. Я всегда их беру». И нужно вспомнить. Или идешь на работу, а по пути несколько раз ответишь клиентам, какие лекарства есть и сколько они стоят. И, конечно, приятно, когда встречают и благодарят. Значит, ценят нашу работу.

Марина Листровая.
Фото автора.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс