Хочу играть! С чего начать?

11 октября 2022

1 октября отметили Международный день музыки.

В этот праздник по всей стране проходят концерты, творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами. Как приобщиться к миру музыки, рассказала директор детской школы искусств Маргарита Кивековская.

– Маргарита Леонидовна, стать музыкантом может каждый?

– Музыкант – это собирательное слово. К музыкантам относятся даже слушатели и здесь нет возрастных ограничений. Играть на инструментах может и малыш, и человек старшего поколения. Среди оленегорцев есть те, кто пришел в музыку после 30 лет, выучился и преподает детям. Главное – желание. Это сильный стимул. А если человек еще и трудолюбивый, то все получится. Природные способности – дополнительный плюс, но и они теряют смысл без достаточной мотивации.

– В школу пришел ребенок и сказал: «Хочу играть».

– Если ребенок уже определился с выбором музыкального инструмента, знакомим с преподавателем. Обсуждаем, хочет он играть для себя и близких или мечтает стать профессионалом. Исходя из этого, предлагаем одну из программ обучения. Отмечаются различия между двумя основными программами, действующими сегодня в системе начального музыкального образования, предпрофессиональной и общеразвивающей. Если первая из них ставит целью выявление одаренных детей и их подготовку к получению профессионального образования в области музыкального искусства, то вторая нацелена на общехудожественное развитие обучающихся, на формирование их вкусов, эстетических запросов и потребностей.

Кроме выбранной специальности, ученики осваивают игру на других инструментах, играют в ансамблях, оркестрах, поют в хоровых коллективах, изучают сольфеджио и музыкальную литературу.

Для тех, кто не определился, но горит желанием «творить», проводим экскурсию по аудиториям, знакомим с педагогами и инструментами. Разрешаем ребенку коснуться клавиш фортепиано, перебрать струны на гитаре, извлечь звуки на саксофоне. Выбор инструментов у нас большой: кроме перечисленных, еще есть домра, флейта, дудук.

– Всегда ли родители согласны с выбором ребенка?

– Иногда семья против, и мы не вправе вмешиваться. В нашей практике был случай, когда молодой человек выбрал профессию по настоянию родителей. А со временем вернулся, получил образование и с желанием обучает юных музыкантов. Главное помнить: учиться можно в любом возрасте.

– Какие перспективы после окончания музыкальной школы?

– Если ученик решил связать свою жизнь с музыкой, то требуется дальнейшее развитие. На базе Мурманского колледжа искусств студенты получают дополнительные профессиональные знания, проводят региональные конкурсы. Преподаватели музыкальной школы с выпускниками – будущими абитуриентами – обязательно готовятся к этим мероприятиям, посещают консультации. Особенно значимо, что наши воспитанники, получив среднее специальное или высшее образование в области музыкального искусства, возвращаются в родную школу работать преподавателями: Лия Шляхтицева, Татьяна Осипова, Любовь Пахова, Юлия Колыжева, Анна Корнакова, Кирилл Гуров, Марина Архипова, Алена Алексеенко, я и моя дочь, Виктория Кивековская.

Это интересно. С музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен, на которых изображены люди с музыкальными инструментами.

Марина Листровая.
Фото из личного архива Маргариты Кивековской.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс