Главные принципы в работе – уважение и оптимизм

15 мая 2023

Любовь Анфировна Антюх из педагогической династии. Более 20 лет трудится в школе № 4 учителем истории и обществознания. Она считает, что ученики часто являются для педагога наставниками и у них есть чему поучиться.

– Любовь Анфировна, расскажите, почему решили связать свою жизнь с педагогикой?

– Я родилась и выросла на Псковщине. Профессию выбрала не случайно. У нас педагогическая династия. Учителями начальных классов были моя бабушка Елена Александровна и ее сестра Александра Александровна. Папа – Анфир Алексеевич, учитель физики и математики. Мама – Лидия Алексеевна, историк и филолог. Родители более 40 лет отдали учительскому труду. Они старались сделать жизнь в школе интересной. Буквально жили там. Поэтому первое знакомство с профессией у меня произошло дома. «Малый педсовет» так, шутя родители называли разговоры о школе. Именно тогда я узнала, что главный в школе – это ученик. Иногда меня брали на работу. Сидя за последней партой, наблюдала за происходящим, осваивала азы будущей профессии.

Решение стать учителем пришло не сразу. В пятом классе увлек-лась фантастикой и мечтала стать астронавтом. В подростковом возрасте – парикмахером, потом хирургом и стоматологом. В девятом классе влюбилась в литературу. В старших классах впервые серьезно задумалась о профессии педагога.

– Почему решили преподавать историю?

– В краю, где я родилась, каждый уголок дышит прошлым. В школьные годы занималась краеведением, поисковой работой. Была участницей Всероссийского слета Красных следопытов, ходила в походы по местам Боевой Славы. После тяжелых колебаний филология или история выбрала окончательно историю. Не последнюю роль в выборе профессии сыграли родители. Они сказали, что скучно не будет. История – это интересная, динамичная наука. Она связана с новыми событиями, постоянным осмыслением и оценкой происходящего. В 1986 году окончила исторический факультет Псковского педагогического института имени С.М. Кирова. Первые три года работала в небольшом закрытом военном городке Владимирский Лагерь в Струго-Красненском райо-не Псковской области учителем истории и пионерской вожатой. С 1992 года – учителем в Оленегорске. Сначала в 15 школе, а с 2000 года – в школе № 4. Мой педагогический стаж – 37 лет.

– Кто стал для Вас примером, наставником?

– Учительница словесности Мария Иосифовна Павлова на каждом уроке открывала для нас человеческие чувства и отношения, сложность и красоту окружающего мира. Она никогда не повышала голос. На уроках была идеальная тишина. Мы боялись пропустить что-то важное, не понять или не услышать.

Моя классная руководительница, учитель химии Вероника Анатольевна Богословская, погружала нас в мир таинственных химических процессов. На ее уроках мы могли самостоятельно проводить опыты.

Всегда с теплыми чувствами вспоминаю педагогов Псковского педагогического института. Среди них куратор и преподаватель археологии Инга Константиновна Лабутина. Благодаря ее занятиям мы увидели фрески старых храмов (тогда они были еще закрыты для всех). Стали участниками раскопок и бродили по древним псковским городищам. Профессор психологии Юрий Михайлович Мухин. Он был участником Великой Оте-чественной войны и учил нас тонкос-тям взаимоотношений с людьми.

Я ни разу не пожалела, что стала учителем истории, обществознания и права. Мой сын сказал недавно: «Мама, ты счастливый человек! Твое хобби и твоя профессия совпали. Ты занимаешься любимым делом». Я с ним полностью согласна.

– Как находите подход к ученикам?

– Дети приходят в школу за знаниями, поэтому очень важно их научить предмету. Для этого сегодня много возможностей. Главное – это желание учиться, ведь «зерно быстрее прорастает в подготовленной почве». Поэтому стараюсь заинтересовать, создать ситуацию, в которой ученик может себя проявить, почувствовать свои силы, раскрыть свои способности: на уроке, в исследовательской деятельности, в организации мероприятий. Важные принципы в моей работе – это уважение и оптимизм. Уважение к ребенку и вера в его трудолюбие. Во все времена учитель должен быть прежде всего нравственным и гуманным, готовым к бескорыстному служению своей профессии.

– Как думаете, Вы стали для кого-то из учеников наставником?

– Среди моих бывших учеников много замечательных людей, которые состоялись в профессии, в семейной жизни, в общественной деятельности. Многие из них живут в нашем городе, а ко мне приходят учиться уже их дети. Стала ли я для кого-то из них наставником? Это сложный вопрос. Мы совершенствуемся в течение всей жизни. На каком-то этапе возможно. Сами ученики часто являются для педагога наставниками. У них есть чему поучиться.

Лидия Ладунец.
Фото из личного архива Л. Антюх.

#ГПН_2023

#ГодПедагогаНаставника

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс