Южно-Донецкое направление, село Новомайорское. Специальный батальон территориальной обороны. До позиции противника 200-300 метров. Это навсегда останется в памяти оленегорца Алексея Лусса. На специальную военную операцию он попал по мобилизации еще в октябре 2022 года.
Обычный парень. Закончил школу № 4. Увлекался плаванием и футболом. Образование получил в Кандалакшском индустриальном колледже. Трудился на «Олконе» помощником машиниста электровоза. В один миг все изменилось, когда пришла повестка о мобилизации.
– В октябре 2022 года получил повестку. Прошел медицинскую комиссию. Я не допускал даже мысли, что могу уклониться. Если должен, значит, еду, – вспоминает Алексей.
Для родных эта новость стала ударом. Жена Ирина признается, что в первое время не могла смириться. Уговаривала отказаться. Трижды переносили дату отъезда. В итоге собрался Алексей за три дня.
Он провел около трех месяцев подготовки на полигоне в Калининграде. Там познавал воинскую науку: стрельбы, боевое спецназначение. Его готовили в разведроту.
Говорит, что вместе с ним готовились мобилизованные из Мурманска, Архангельска и Калининграда. В начале января 2023 года их через Ростов отправили «за ленту».
Все происходящее Алексей воспринимал спокойно. Единственно, первое время долго не мог привыкнуть к климату в Донецкой области: летом солдата донимала жара.
Страх появился во время первого боевого столк-новения, когда противник «накатом» шел в атаку. Но и к этому привык. Не вздрагивал при свисте пуль или разрывах снарядов. Так прошли несколько месяцев. За это время Алексею пришлось пожить и в блиндажах, и в подвалах, и в брошенных домах. Везде солдаты старались обустраивать быт, создать условия, максимально приближенные к домашней обстановке. Вспоминает, как общался с местными жителями, которые воспринимали российских солдат как освободителей. Как маленькая девочка подарила мягкую игрушку, которую Алексей потом носил на рюкзаке. Как полюбил там кошек. В их жилище всегда находилось место для четвероногих.
Все это время Алексей старался держать связь с суп-ругой. Ирина говорит, что даже короткого сообщения хватало, чтобы тревога за мужа немного улеглась. Самым тяжелым для нее стало лето 2023 года, когда Алексей не выходил на связь больше месяца.
– Сколько слез было пролито, успокоительных препаратов выпито, разных мыслей в голове и не передать, – вздыхает Ирина.
А в декабре 2023 года случилось страшное. Во время очередного «прилета» получил тяжелое ранение: посекло осколками снаряда ноги. Он смутно помнит, как его несли несколько километров товарищи, как ставили обезболивающие уколы, как попал к врачам. Потом долгий период лечения: реанимация в госпитале Донецка, ночной перелет вертолетом в Ростов.
– Я думал о том, как дальше буду жить. И однажды увидел, как в госпиталь привезли молодого парня, которому ампутировали руки и ноги. Он самостоятельно даже попить не мог. Тогда и пришло понимание, что это не самое страшное, что могло со мной случиться. Надо дальше жить! – говорит Алексей.
Полгода он проходил лечение и реабилитацию. Алексей с благодарностью отзывается о московских хирургах, которые ему сохранили одну ногу. Вместо второй сейчас протез. Летом прошлого года он вернулся домой.
Анализируя боевые действия, Алексей говорит, что наибольшую угрозу в зоне специальной военной операции представляли беспилотники противника. И на всю жизнь осталась привычка следить за небом. Он верит в то, что победа обязательно будет на стороне России. Ведь там, «за лентой» сражаются настоящие мужчины, убежденные в том, что нацизм будет остановлен и не доберется до нашей страны.
– Наверное, можно было избежать участия в специальной военной операции. Но я ни о чем не жалею. Сделал все для моих родных, для моей любимой супруги, для их спокойного настоящего и светлого будущего, – говорит Алексей Лусс.
Алексей Александрович Лусс награжден Медалью Суворова и Медалью «За воинскую доблесть» II степени.
Анна Зацепурина.
Фото автора
и из личного архива А. Лусса.