События, пережитые маленьким Иваном Тереховым и его семьей в годы Великой Отечественной войны, достойны экранизации. Это была бы кинолента с драматичным сюжетом и относительно счастливым финалом. Шанс на спасение появился в последний момент, когда казалось, что помощи ждать уже неоткуда.
Иван Терехов родился в 1940-м году в деревне Короськово Орловской области. Спустя год с небольшим началась война. Очень стремительно, уже к осени 1941-го года, Орловщина оказалась под гитлеровской оккупацией. Долгие 22 месяца основная часть области оставалась в руках фашистских захватчиков. За это время многие населенные пункты были стерты с лица земли. Оккупанты сжигали целые деревни, разрушали больницы и школы. Местные жители хлебнули горя полной чашей. Десятки тысяч людей погибли. Большинство попали в немецкое рабство.
Мужчин Тереховых забрали на фронт. Ивана же вместе с мамой и сестрами летом 1943-го года угнали сначала в белорусский Гомель, оттуда – в карантинный лагерь «Пыллкюла», расположенный в Таллине.
– На воротах была надпись: «Смертельный лагерь». К узникам приставлена во-оруженная охрана с собаками. Нас держали в неотапливаемых бараках без света. Кормили брюквой и стеблями растений, в которых попадались черви. Хлеба почти не давали. В лагере умерла моя младшая сестренка 1942-го года рождения. Всех хоронили в общей траншее без гробов, – рассказывает Иван Михайлович.
Вместе с другими военными беженцами принудительно работали на заводе «Ээсти фосфорит». Это продолжалось, пока советские войска не подошли к городу.
– Немцы согнали всех пленных на побережье Балтийского моря, – продолжает свой рассказ наш собеседник. – В толпе подошла женщина и умудрилась тайком увести несколько семей, чтобы спрятать в подвале. Среди спасенных оказались и мы. Остальных погрузили на баржи. Как только судна спустили на воду, раздались взрывы. Море оказалось заминировано. Всех затопило. Той же ночью советская авиа-ция разбомбила пристань, а наутро наши солдаты вошли в Таллин и освободили город.
После чудесного спасения маленький Ваня с родней переехали в Ковров Владимирской области. Сестры работали на ткацкой фабрике, мама – уборщицей в детском саду.
С войны пришел отец. А вот дядя, находившийся с ним в одном окопе, погиб от пули снайперской винтовки. Старший брат Дмитрий тоже остался навечно в земле под Оршей, в Беларуси.
Уцелевшие члены семьи, воссоединившись, вернулись было на малую родину, но на месте дома в Орловской области обнаружили пепелище. Немцы, отступая, сжигали избы и постройки. Тереховым удалось купить скромный дом в соседней деревне. Перебрались туда, стали налаживать быт. Иван работал в колхозе: косил, был прицепщиком на тракторе, стоял на сеялке. Словом, трудился в полях, пока в 1959-м году не приехал на армейскую службу в Оленегорск. Здесь и остался.
Жил в общежитии. Работал на горно-обогатительном комбинате машинистом экскаватора. Обзавелся своей семьей. С женой Людмилой вырастили двоих сыновей. Оба служили на Байконуре. Михаил работает звукорежиссером в Доме культуры. Владимир, помимо основной работы, много времени проводит на лыжне. Он частый победитель соревнований. Любовь к лыжному спорту ему привил папа.
– Раньше я зимой постоянно гонял на лыжах, летом – на велосипеде, – улыбаясь, вспоминает Иван Терехов. – Заниматься лыжным спортом начал со школы. Еще с военруком в деревне прокладывали лыжню по десять километров. Покойная жена тоже на лыжах ходила. Потом увлекся и сын.
И сейчас Иван Михайлович старается поддерживать себя в форме. В хорошую погоду может пройти три-четыре раза по тропе здоровья. Любит проводить время с правнучкой Миленой. С гордостью говорит о своих комнатных растениях, которые цветут лучше, чем у некоторых хозяек.
Сам он, конечно, мало что помнит о войне. Разве только как вели пленных немцев, когда ребенком ездил из Короськово в районный центр. Эта жуткая картина навсегда отпечаталась в памяти. Об остальном знает со слов близких. Да и то отец, раненный осколком в бедро, не любил поднимать эту тему. Может, оно и к лучшему – не будить призраков прошлого.
О пребывании в лагере свидетельствует также справка, выданная Государственным архивом Эстонии. Как жертве нацизма Ивану Терехову была выплачена денежная компенсация из Фонда взаимопонимания и примирения.
– 27 января, когда по телевизору вспоминали жертв Холокоста и годовщину освобождения концлагеря Освенцим, я со слезами смотрел и думал: «Неужели мы были в таком положении?» Не дай Бог, чтобы такое повторилось, – говорит Иван Михайлович.
Желаем нашему герою и всем оленегорцам мирного неба, чтобы уроки прошлого и настоящего были усвоены ради прекрасного будущего. С наступающим Днем Победы!
Алена Штепенко.
Фото автора и из архива
И. Терехова.